Лалик. Диадема; рог, бриллианты. фото: Christie's
Рене Лалик родился более 160 лет назад, но и сегодня многие дизайнеры и художники-ювелиры по-прежнему считают его выдающимся ювелиром. Девизом, которого он придерживался всю жизнь, стало высказывание «хочу пробовать новое и возмутительное».
Корсаж «Женщина-стрекоза» работы Рене Лалика из хризопраза, эмали, лунного камня и бриллианта, ок. 1897-1898 (Музей Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне)
Лалик начинал достаточно анонимно, создавая коммерческие украшения для таких фирм, как Boucheron. Но после того, как в 1894 году он начал украшать сцену Сары Бернар, его имя стало нарицательным – по крайней мере, в Париже.
Трудно представить себе обычную женщину, носящую некоторые из украшений, созданных Лаликом, хотя интересно представить, как она появится на вечеринке в одной из этих массивных тиар в форме павлинов или русалок. Фактически, большая часть украшений Лалика никогда не служила по прямому своему назначению, а создавалась для коллекционеров в качестве произведений искусства. Один только Калуст Гюльбенкян купил 145 произведений и в конечном итоге выставил их в своем музее в Лиссабоне.
Брошь «Сирень» от Рене Лалика (Christie's Images)
В те годы было много талантливых дизайнеров, работавших в стиле модерн, но Лалик был одновременно блестящим художником и опытным бизнесменом. В то время, когда немногие ювелирные фирмы признавали отдельных дизайнеров, он подписывал каждое изделие и делал свою презентацию столь же искусной, как и сам продукт.
Брошь «Крылатая Сильфида», ок. 1900, Рене Лалик (с выставки Maker & Museum)
Кольцо Рене Лалика, ок. 1900 г., из перидота в эмалированной оправе с изображением журавлей. Продано за $37 500 на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке в апреле 2019 года (фото Кэтлин Маккарти)
Нож для вскрывания писем Лалика (Сигельсон)
На выставках в салонах и ярмарках он собирал толпы: публику интересовали не только украшения, но и декорации, которые он разработал для их демонстрации.
Его стенд на выставке 1900 года, где он получил Гран-при, был украшен решеткой с изображением крылатых обнаженных женщин и подвешенными черными бархатными летучими мышами – отражением драгоценностей внутри.
Бронзовая скульптура Femme Ailée, созданная для Парижской выставки 1900 года, была продана за 492 500 долларов на аукционе Christie's в Нью-Йорке в декабре 2018 года.
«Когда вы видели эти прекрасные вещи, вы думали, что вам это снится», — написал ювелир Анри Вевер о выставке Lalique. «Петух, держащий в клюве огромный желтый ромб; огромная стрекоза с женской головой и прозрачными крыльями; эмалированные деревенские пейзажи, сверкающие алмазными каплями росы; украшения, такие как сосновые шишки».
Подвеска из аквамарина и эмали работы Рене Лалика, ок. 1904 (выставка «Создатель и муза»)
Многие другие дизайнеры на рубеже веков работали над похожими темами – павлинами, летучими мышами и стрекозами, часто сливающимися с людьми. Ювелирные изделия той эпохи, изображенные в каталогах, часто выглядели просто жутко. «Некоторые из этих людей, кажется, пытаются быть настолько странными, насколько могут», — говорит Джоан Росаско, которая координировала выставку «Драгоценности Лалика» , которая гастролировала в 1998 году.
Лалик же мог изобразить женщину, выходящую изо рта насекомого, передав вместо ужаса ощущение метаморфозы и сказочной мистики. «У Лалика всегда был хороший вкус», — говорит Розаско. «В его работах была поэзия и элегантность».