Кулоны с подвесками; Высота: 8 см; Источник Греция, Родос, Камирос
Материалы: Сплав золота и серебра. Время создания Вторая половина VII века до н.э. Место консервации Франция, Париж, Лувр.
В истории ювелирного искусства Родоса эти драгоценности относятся к серии штампованных пластин.
На самой большой пластине изображена обнаженная женщина, стоящая лицом к зрителю. Ее фигура окаймлена декоративным мотивом из веревок. Голова пантеры отделяет ее от двух, расположенных выше бляшек, изображающих женские головы и увенчанных большой розеткой.
Вторая драгоценность представляет собой пластину с объемным изображением льва, терзающего орла. Плакетка также украшена розетками, головами грифонов и бобышками.
Обрамляют обе пластины подвески из плетеных цепочек с розетками, женскими головками, цветками чертополоха и гранатами.
Штампованные пластины очень редки в греческом ювелирном деле. Так какова же была функция этих драгоценностей? Храмовые подвески, прикрепленные к тиаре? Серьги? Подвески? Украшения одежды?
Их первоначальный вид и предназначение узнать невозможно, поскольку обе были переработаны в древности: к реверсу объемной пластины со львом был прикреплен большой крючок для подвески со следами ношения. Эти изменения доказывают, что эти драгоценности действительно носили перед помещением их в гробницу, в чем археологи сомневались из-за их тонкости и хрупкости.
Вдохновение и техники пришли с Ближнего Востока
Создание штампованных пластин могло происходить на Кипре, острове, который поддерживал тесные торговые отношения с Родосом и откуда пришли восточные темы и техники, характерные для Ближнего Востока.
Штамповка заключается в нанесении ударов по обратной стороне металлического листа с помощью пуансонов, вероятно, из бронзы, достаточно прочных, с целью получения рельефного рисунка на лицевой стороне. Эта техника позволяет создавать серийные украшения с использованием одного и того же пуансона.
Табличка с кентавром, Лувр
На этих плакетках все фигуры также были изготовлены при помощи пуансона, а затем соединены сваркой из двух частей.
Здесь используются и другие техники восточного происхождения, такие как филигрань для бобышек бляшки в округлой форме или даже зернь: крошечные крупинки золота подчеркивают женские головы, животных и розетки в пластине со львом или полностью покрывают волосы обнаженной женщины и ее ожерелье в первой пластине.
NB: Археологи также нашли на Родосе лупы из горного хрусталя, необходимые ювелирам!
Наконец, высокая доля серебра в сплаве этих драгоценностей является результатом сознательного желания получить бледное золото - вкус, который разделяли жители Восточной Греции, Кипра и Финикии в VII веке до нашей эры.
На иконографию этих предметов также повлияла иконография Ближнего Востока, особенно Сирии: это касается как стоящей обнаженной женщины, вдохновленной Астартой, богиней плодородия, так и изображенных животных и розеток. Женские головы, обрамленные густыми волосами, напоминают изображение «Дамы из Осера», критскую работу, также имеющую восточный стиль.
Ювелирный город Camiros
Большая часть родосских украшений была найдена в Камиросе, расположенном на западном побережье Родоса Камирос -одно из трех городов-государств, разделявших территорию острова до его политического объединения в 408 году. Возможно, этот город специализировался на ювелирном деле: вертикальная надпись, видимая на серебряной табличке с кентавром, хранящейся в Лувре, указывает на «CAMI», начало слова «Камирос» на греческом языке. Является ли это торговой маркой, что-то вроде «сделано в Камиросе», которая могла являться гарантией качества?
Помимо различий, оба украшения имеют одинаковый общий дизайн, схожие процессы грануляции и одинаковые подвески в форме граната, поскольку они были изготовлены в одной мастерской, возможно, разными ювелирами, но виртуозами. С другой стороны, более простые подвески производились массово менее квалифицированными мастерами и использовались по мере необходимости. Таким образом, внутри этой мастерской существовала иерархия, которая производила, ремонтировала и преобразовывала украшения.