Сергей Шиманский... Сегодня имя этого художника как знак качества в каменной пластике. В 1990-е годы он был одним из тех, кто не столько возрождал камнерезное дело в Санкт-Петербурге, сколько создавал нечто совершенно новое. Первую фигурку из твердого камня сделал вместе с Александром Корниловым (1965-2009) на пятом курсе художественно-графического факультета университета РГПУ им. А. И. Герцена в 1991 году. Через четыре года вместе с ним стал соучредителем «Школы камнерезного искусства». Каждая работа Александра Корнилова и Сергея Шиманского (иногда совместные) повергала в шок нетривиальностью идеи и высочайшим мастерством пластического исполнения. Объемные мозаики, интерьерные и художественные произведения, резьба по кварцу – во всем ощущался вызов времени. С начала 2009 года и до конца 2021 года Сергей Шиманский работал в «Творческой мастерской Сергея Фалькина». Сегодня он – свободный художник, каким, по сути, был всегда.
Художественные работы Сергея Шиманского находятся в фондах государственных музеев – в Эрмитаже, Музеях Московского Кремля и в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства, а также в различных частных коллекциях. С 2022 года Сергей Шиманский является членом жюри Всероссийского конкурса камнерезного, ювелирного и гранильного искусства им. А. К. Денисова-Уральского «Металл, камень, идея». В период работы конкурсной выставки этого года два произведения художника временно демонстрируются в зале постоянной экспозиции «Авторское камнерезное искусство»: одно известное по многочисленным выставкам в родном Петербурге, Идар-Оберштайне и Москве, другое – только открылось миру.
Скульптура «Крик»
Вибрация звука, образ страдающего человека (не страх, а боль) и свето-цвето-теневая игра, какую может дать только кварц, соединились в этом произведении. Ассоциации и сравнения со знаменитой картиной Эдварда Мунка возможны: и узкое лицо - почти скелет, и красноватые оттенки камня, как красное небо с пастельных и масляных вариантов картины норвежца. Уплощенность скульптуры продиктована строением кристалла кварца, в который вписаны голова и длинная изогнутая шея – тоже, по-своему, отсылка к «эпохе сумерек». Один из самых сильных эмоциональных и драматичных образов в твердом камне.
Скульптура из раухцитрина на патинированной подставке из металла «Крик». 2011
Скульптура «Она» или «Бабочка. Превращение»
В прошлом году вне конкурса «Металл, камень, идея» в Музее была показана работа «Травы» («Он») из дымчатого кварца с включениями рутила. Узкое мужское лицо (близкое по типажу к «Крику», но спокойное и одухотворенное) под светом или в свете звездного неба. Космос и свобода. В это время на рабочем столе у художника уже жила остановленная в момент метаморфозы женская фигура – пара к Нему. Как не вспомнить, что Сергей Шиманский одним из лучших в резьбе по кварцу признает уральского мастера Вячеслава Оболенского (1970-2014), которому критики и коллеги по цеху дали прозвища «сюрреалиста в камне», «неканоничного камнереза» (а кто в пластике из твердого камня каноничен?). Он, действительно, умел превращать твердый, в кровь режущий руки кварц, в нечто иллюзорно пластичное, мягкое, текучее и гибкое. Здесь – в женском образе – слегка химеричном – это случилось. Неустойчивая, движущаяся внутри от игры света и цвета, изменчивая при круговом обзоре снаружи – женщина-бабочка была лишена опоры до того мгновения, как Сергей Шиманский не решился поместить ее в точно подогнанный стеклянный кокон-саркофаг-дом.
Скульптура из дымчатого кварца в коробке из антибликового стекла «Она» или «Бабочка. Превращение». 2022-2023
И можно остановиться в рассказе о смыслах этого произведения и дорисовать в воображении выпорхнувшую из плена собственного тела и плена кокона бабочку. А можно идти дальше, ведь стеклянные границы дали и новую историю, только усилив взаимодействие скульптуры «Он» и «Она». Возможно, даже развернув свои крылья, Она не станет разрушать этот хрупкий дом, а обживет и заполнит его так, как это свойственно женщинам, стремящимся всюду, где бы они не находились, создать атмосферу уюта и домашнего очага… Он, одновременно, стремится быть человеком мира, без рамок и ограничений. С какой мыслью уйти от витрины с бабочкой – решать зрителю.
Автор текста: директор Музея истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге Юлия Ильина.
«Больше всего я люблю кварц и его производные. У этого минерала масса изумительных свойств, дающих художнику практически неограниченные возможности при работе с ним. Во-первых, это оптические свойства, конечно. Во-вторых, уникальные качества кварца как резьбового материала – он хрупкий, но податливый, обладает хорошей твердостью...»
Сергей Шиманский (из интервью корр. альманаха «Сизиф» в 2009)