«Конечно, индустрия дизайна во многом ориентирована на маркетинг и стремится удовлетворить то, что они считают потребностями рынка в циклах производства продукции, которые становятся все короче и короче. Я думаю, что великие дизайнеры (вчера и сегодня) — это те, кто способен нарушить всеобщее признание и предложить что-то, что движет нами, заставляет нас реагировать и обращать внимание, что навсегда меняет ситуацию. В моей области вопрос не в том, какие украшения хотят носить сегодняшние клиенты, а в том, какие украшения захотят носить их дети». — Марк Оклер.
Ювелирные изделия как прикладное искусство вполне могут являться старейшей формой художественного самовыражения человечества, однако сегодня, как и во всем спектре декоративного искусства, наблюдается явный недостаток оригинальности, и слишком много изделий «изготавливаются массово» для рынка, восприимчивого к рекламе и тактике PR-продаж.
Однако это лишь подчеркивает уникальные произведения искусства, выполненные опытными мастерами, которые являются настоящей демонстрацией техники и авторского видения. Действительно, может показаться, что рынок предметов роскоши снова реагирует на истинное творчество – возможно, как реакция на годы застоявшегося повсеместного распространения – стремлением к уникальным «высоким ювелирным украшениям», которые можно носить изо дня в день, а не просто оставить их пылиться в банковской ячейке.
Тем, кто предпочитает более изысканное и менее кричащее, нетрадиционные украшения, Maison Auclert предлагает сделать долгожданную передышку между ожерельем Van Cleef «Clover» и браслетом Cartier «Nail», которые из года в год можно увидеть на Елисейских полях.
Внук антиквара, французский ювелирный дизайнер Марк Оклер, 55 лет, увлекся коллекционированием в раннем возрасте (например, в молодости, все еще живя с родителями, он потратил всю свою первую зарплату на покупку монументальной оконной рамы в стиле belle époque (ростом чуть более шести футов), работая на блошиных рынках Парижа. Прежде чем сделать успешную самостоятельную карьеру в ювелирной индустрии, он работал на такие уважаемые дома, как Sotheby's, De Beers и Chanel. Затем, чуть более десяти лет назад, Оклер открыл свой собственный бутик Maison Auclert, расположенный на улице Кастильоне, всего в двух шагах от Вандомской площади.
Бутик специализируется на сочетании предметов старины, достойных музея, например, римских инталий и византийских медальонов, со смелыми современными оправами собственного дизайна Оклерта (хотя идея не была новой, она возникла более двух десятилетий назад, когда Оклер оправил в кольцо доколумбовую золотую лягушку для друга). «Я решил занять нишу, — объясняет Оклер. — Если у вас нет средств, вам придется занимать опредленную нишу, и идея, которая у меня в то время возникла, заключалась в том, чтобы принять старое поведение в ювелирном бизнесе, которое называется bijou de réemploie , то есть вы повторно используете предметы старины и устанавливаете их на современные ювелирные оправы, что практикуется со времен средневековья, но специфика заключалась в том, что в моем магазине вы найдете только такие украшения».
По мнению Оклера, ключевое различие между старым и новым заключается в том, что старинные предметы обладают душой. Он выбирает их, без особой привязанности к континентам, культурам, стилям или эпохам, основываясь на том, говорят ли они с ним — это объекты, которые он любит; затем он представляет себе оправу, которая подчеркнет их цвет, патину, форму и символику, чтобы создать ювелирное изделие, которое, хотя и чувствительно к историческому повествованию и контексту, по своему стилю безошибочно является современным. По сути, это практика, восходящая к традиции эпохи Возрождения , когда ювелиры, часовщики и краснодеревщики той эпохи изобрели концепцию «установленных предметов», где классические греческие и римские драгоценности — в частности, миниатюрные гравированные драгоценные камни — были полностью переосмыслены, перемонтированы и превращены в невиданные ранее объекты.
Оклер просто продолжает традицию, обновляя ее и придавая ей современную актуальность; каждое изделие представляет собой произведение искусства, которое можно носить. «Мы любим старые вещи, которые дают нам корни и цель», — отмечает дизайнер. «С другой стороны, мы хотим перевести их во что-то современное или даже во что-то будущее». Некоторые из самых необычных творений Оклерта включают пару менюки (или украшений самурайских мечей) эпохи Мэйдзи, переделанных в пару золотых сережек, и огромное коктейльное открывающееся кольцо яйцеобразной формы, которое при открытии демонстрирует древнеримский анатомически правильный пенис, вырезанный из коралла. Дело в том, что в древнегреческую и римскую эпохи изображения мужских гениталий носили, чтобы отвести сглаз. Пожалуй, самым впечатляющим произведением на сегодняшний день был заказ американского коллекционера, который хотел, чтобы Оклер разработал оправу для редкого 72-каратного изумруда «Могол» восемнадцатого века, который был вырезан с обеих сторон. Результатом стал двусторонний кулон из черного золота, окруженный с одной стороны рубинами, а с другой — алмазами огранки «роза».
Даже в утонченном мире ювелирных украшений (которые, конечно, являются крайней роскошью для элитного слоя общества), работы Оклера востребованы изысканной и образованной клиентурой, которая понимает и ценит смелый и поэтический подход дизайнера.
Золотой браслет с парой золотых менюки (украшений самурайских мечей) 17-го века с изображением тигров работы японского ювелира Тейдзи Гото (1603-1673) от Maison Auclert.
The London List: Что привлекло вас к карьере ювелирного дизайнера?
Марк Оклер: Когда я был моложе, я увлекался кристаллами и драгоценными камнями, но считал это только хобби. В своей бизнес-школе я познакомился с людьми из ювелирного бизнеса и понял, что существует целая индустрия, занимающаяся тем, что я люблю! Я начал свою карьеру с деловой стороны и, как и многие, занимался дизайном в своей голове. Когда я решил бросить корпоративный мир и постоять за себя, я наконец позволил себе создавать свои собственные вещи.
Вы работали с некоторыми невероятно престижными брендами, в том числе с ювелирной компанией Chanel, а также с Sotheby's Diamonds и De Beers; Как бы вы сказали, что этот опыт сформировал ваш подход к дизайну ювелирных изделий?
Работа на признанные бренды, работа с материалами, с которыми они имеют дело, работа с людьми, которые создают реальность этих компаний, — это ни с чем не сравнимый опыт, который нельзя упустить. Я начал с самого начала, изучая свою работу не по учебникам, а слушая и учась, приобретая опыт. За все эти годы, работая в этих компаниях, я в основном изучил ювелирный бизнес, что означает покупку, проектирование, производство, маркетинг и продажу!
Индустрия дизайна, похоже, одержима погоней за «тенденциями» и «новизной», что часто может быть контрпродуктивным, что приводит к ротации скучных, неоригинальных продуктов, которым не хватает каких-либо реальных достоинств, глубины или оригинальности. Очевидно, что мир ювелирных украшений несколько оторван от обычной жизни, и решения основаны исключительно на прибыли; Итак, насколько важны тенденции и влияют ли они на ваш подход к коллекциям?
Конечно, индустрия дизайна в значительной степени ориентирована на маркетинг и стремится удовлетворить то, что, как они считают, является спросом рынка на циклы производства продукции, которые становятся все короче и короче. Я думаю, что великие дизайнеры (вчера и сегодня) — это те, кто способен нарушить всеобщее признание и предложить что-то, что движет нами, заставляет нас реагировать и обращать внимание, что навсегда меняет ситуацию. В моей области вопрос не в том, какие украшения хотят носить сегодняшние клиенты, а в том, какие украшения захотят носить их дети.
Что стимулировало ваш интерес к старинным украшениям и подходу мастеров эпохи Возрождения к созданию новых оправ вокруг древних и античных камней?
Я склонен думать, что это приобретенный вкус. Вы начинаете свою жизнь с влечения к драгоценным камням, затем переходите к украшениям из крупных камней, к декоративным украшениям, затем к ремеслу и, наконец, получаете доступ к тонкостям и изысканности древних товаров и технологий. И когда вы начинаете любить эти дизайны и техники, вы начинаете думать о том, как адаптировать их к современному ювелирному изделию.
Вы сказали, что у старинных и антикварных украшений есть душа, но как вы решаете, какие именно украшения использовать в качестве драгоценностей?
Почему я предпочитаю этот антиквариат больше, чем тот, я не знаю. Когда я вижу предмет, я сразу знаю, как его установить — если я не получу эту искру, если предмет не заговорит со мной сразу, то есть хорошие шансы, что он так останется сиротой в коробке без какой-либо хорошей идеи с моей стороны. Не знаю, потому ли это, что у меня хорошая «пластическая интуиция», или я просто ленивый.
Требует ли работа с историческими драгоценностями иного подхода, чем тот, который используется при создании чисто современного дизайна?
Абсолютно. Как и в случае с драгоценными камнями, антикварный артефакт должен быть подлинным и происходить из надежного источника. Кроме того, он должен быть прочным — не обязательно использовать старинный янтарь или слоновую кость, он слишком хрупкий — но и привлекательным по размеру, форме, цвету и патине. И, конечно же, чтобы его можно было установить, не вмешиваясь в него — я имею в виду сверление, повторную полировку и т. д.
Вы описали свои изделия как «мозговые» и «интеллектуальные» украшения; это отражение вашей клиентской базы, подхода к дизайну или того и другого?
Оба. Мои изделия — это не классические, ценные на вид изделия с драгоценными камнями, созданные под брендом, они включают в себя элементы, которые требуют немного знаний и понимания — например, символ на глубокой печати римского периода; поэтому они привлекают людей, которые ищут таких вещей, такой культуры. Речь идет не о рассказывании историй, произведение само по себе является рассказом/историей.
Хотя вы работаете со старинными драгоценностями, ваша эстетика по-прежнему кажется очень современной; является ли это сознательным выбором, и может ли быть сложно достичь правильного баланса?
Конечно, это для меня ключевое. Я не хочу предлагать украшения, которые выглядят старинными или «возрожденными», я стремлюсь предложить изящные и современные украшения, которые понравятся современной и элегантной клиентуре. Я ищу это напряжение между старым и новым, сложным и изящным.
Амбиции или талант: что важнее для успеха?
Успех — это 50% таланта, 30% профессионализма (включая амбиции) и 20% удачи. Мы все знаем талантливых дизайнеров, которые не добиваются успеха, и, наоборот, бездарных дизайнеров, которые добиваются успеха!
Какой художник или дизайнер оказал наибольшее влияние на ваше творчество и почему?
Конечно, на протяжении многих лет меня поддерживали многочисленные художники и дизайнеры. Но в моей области, то есть в области перепрофилирования антиквариата в ювелирные изделия, есть, в частности, выдающийся творец восемнадцатого века: Луиджи Валадье, римский ювелир, который инкрустировал красивые старинные глиптики на фантастические современные изделия. Его работы в Лувре для меня – верх шика.
Кольцо с фрагментарной глубокой печатью из сердолика, I век до н. э., с выгравированным изображением льва, недостающая иконография придумана и выгравирована на золоте, работа Maison Auclert.
Какое произведение искусства вам больше всего нравится?
Я человек настроения. Сейчас меня очень привлекает столовое серебро XVIII века, французское или бельгийское. Качество исполнения великолепно, а стиль рококо такой новый, такой разрушительный!
Каким было первое важное произведение искусства (или дизайн), которым вы когда-либо владели?
Я помню, как студентом работал на блошином рынке и тратил все свои заработки на очаровательную импрессионистическую картину некоего Жюля Куэза; В то время я думал, что это лучшая картина на земле! Однако позже я влюбился в две бумажные скульптуры японской художницы Норико Амбе, выставленные на выставке 21_21 Design Sight в Токио, которые я купил. Амбе тратит час за часом, разрезая вручную каждый лист бумаги, а затем компилируя и сжимая их, образуя скульптуру с контурами и формами — она использует специальную белую бумагу, которая очень элегантна. Их игра со светом очень минералогична.
Кого из художников вы бы коллекционировали, если бы могли?
Если бы я выиграл в лотерею, я бы сразу купил воздушную скульптуру Фаусто Мелотти, красочную картину Мириам Кан и древнегреческий (периода архаики или эллинизма) мраморный торс.
Предмет, с которым вы никогда не расстанетесь?
Русская икона моей матери; она была британкой, любила блошиные рынки, и эта икона была первой вещью, которую она купила, спросив моего совета - мне было, наверное, 14 лет - и я почувствовал себя таким взрослым!
Что вы купили и полюбили в последний раз?
Золотая мешалка для шампанского 1930-х годов с подписью Mellerio — мне нравится ее качество и абсурдность! Я имею в виду, что люди годами помещают пузырьки в шампанское, а затем избавляются от них одним стильным движением!
Какая у вас самая большая расточительность?
На свое пятидесятилетие я подарил себе дорогие наручные часы. Я никогда его не ношу...!
Сайт, который вас больше всего вдохновляет?
Для меня лучшее место в мире – это Лувр. Я люблю музеи в целом и их щедрость, то, как каждый может бесплатно получить доступ к чудесам и сокровищам. Они — волшебный и серьезный источник обучения, вдохновения и спасения.
Какое самое незабываемое место, где вы путешествовали?
Никогда не забуду свои первые впечатления от приезда в Луксор, Венецию и Ангкор-Ват. Я помню, как написал стихотворение, когда впервые посетил Венецию, будучи студентом, на железнодорожном билете… как банально!
Куда бы вы хотели поехать дальше?
Мне нужно вернуться в Африку. Много лет назад я жил в Южной Африке, но тогда я предпочитал Азию — с возрастом я понимаю, что мне нужно вернуться назад и встретиться с этим загадочным континентом… Я начинаю понимать его искусство…
Шумерская серебряная маска, 2-е тысячелетие до н. э., закрепленная в виде кольца на оксидированном серебре и красном золоте восемнадцати карат, с двумя бриллиантами, работа Maison Auclert.
Какой лучший сувенир ты купил домой?
Все, что я привез из чудесной Японии, где прожил три года. Например, белая лаковая скульптура-табуретка для душа. Японский душ сидя, который я тоже научился делать, настолько удобно и логично!
Если бы вы не жили в Париже, где бы вы жили?
Куда угодно, лишь бы это была столица.
Чем бы вы занимались, если бы не работали в сфере дизайна?
Я хотел стать хирургом...
Какие амбиции у тебя еще есть?
Я хочу, чтобы моя компания имела успех, я хочу вести счастливую/безмятежную жизнь и достойно стареть, я хочу, чтобы планета стала лучше.
Какая самая большая проблема нашего времени?
Растущая сила пропаганды и то, как люди все больше и больше ее используют, меня действительно пугают.