Музей Польди-Пеццоли в Милане (Museo Poldi Pezzoli) недавно совершил выдающийся подвиг, воссоединив алтарь августинцев Пьеро делла Франческа.
Этот полиптих, созданный между 1454 и 1469 годами мастером раннего итальянского Возрождения для церкви августинцев в Борго-Сан-Сеполькро (ныне Сансеполькро), первоначально состоял из 30 панелей, большая часть которых пропала к концу 16 века.
Поскольку коллекция Фрика в Нью-Йорке закрывалась на реконструкцию, они согласились предоставить четыре недостающие панели — «Св. Иоанн Богослов», «Распятие», «Св. Моника» и «Св. Леонард». Это соглашение помогло заключить дальнейшие сделки: Национальный музей античного искусства в Лиссабоне предоставил в аренду своего святого Августина, Национальная галерея в Лондоне предоставила в аренду святого Михаила Архангела, а Национальная галерея искусств в Вашингтоне предоставила на время святую Аполлонию. С добавлением скульптуры Святого Николая из музея Польди Пеццоли посетителям представлена возможность любоваться воссозданным алтарем до 24 июня 2024 г - спустя 555 лет с момента его создания.
Выставка, курируемая Махтельтом Брюгген Исраэльсом (Рейксмузеум и Амстердамский университет) и Натаниэлем Сильвером (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), учеными международного уровня, предлагает анализ техник и материалов, использованных художником, а также рассказывает историю реконструкции полиптиха.
Кроме того, музей Польди Пеццоли предлагает интересный маршрут, посвященный Пьеро делла Франческе. Команда музея умело сопоставляла предметы из своих коллекций с деталями картин Пьеро делла Франчески, пытаясь выявить связи между ними.
Сравнений оружия и доспехов предостаточно: посетители смогут увидеть гравированный, бронзовый и позолоченный шлем в восточном стиле (Нюрнберг, ок. 1550-70):
рядом с деталью «Распятия» Пьеро делла Франчески с воображаемой реконструкцией того, как выглядели бы римские солдаты (на солдате, сидящем у подножия креста, надет остроконечный шлем):
Два фальчиона 1600-х годов наводят на мысль о сравнении с мечом Святого Михаила из августинского полиптиха: этот фальчион имеет навершие и синюю кожаную или тканевую рукоятку, соответствующую анатомической кирасе архангела.
Окрашенная в синий цвет и усиленная металлическими элементами для защиты плеч, а также кожаными полосами для защиты рук и ног, кираса на картине украшена жемчугом и драгоценными камнями, что придает ей изысканность, более подходящую для духовного триумфа, чем для земного боя, в отличие от анатомических доспехов IV века (с очень функциональными плечевыми и боковыми петлями) из коллекций Польди Пеццоли (на фото ниже), с которыми они соседствуют.
Анатомические доспехи, возможно, не являются новаторским источником вдохновения для модных дизайнов (в конце концов, история моды изобилует анатомическими бюстье ), но украшенная драгоценностями часть доспехов Святого Михаила в полиптихе особенно вдохновляет и может быть переосмыслена современными дизайнерами или воссоздана с использованием техники вязания.
С точки зрения моды Святой Августин, пожалуй, самая интересная фигура алтаря. На нем роскошная парчовая мантия, искусно вышитая сценами из Евангелия, от Благовещения до Распятия. Мантия удерживается застежкой, выполненной в золоте с наложением глубокого синего цвета эмали. На ней изображен Христос, выходящий из гроба.
Его одеяние уподобляется шелковому, золотому и льняному капюшону картины XIV века с «Коронованием Богородицы» по рисунку Сандро Боттичелли, выполненному в технике спольверо (контур рисунка переносится на холст с помощью заполненного древесным углем полотняного мешочка, который прикладывают к прижатому к поверхности перфорированному эскизу на бумаге или пергаменте):
рисунок Боттичелли
Застежку можно сравнить с позолоченной медной застежкой XIV века, на которой изображены Ангел и Богородица в сцене Благовещения на темно-синем фоне:
В обоих случаях застежка имеет форму четырехлопастного ромба, окруженного полосой небольших сфер.
Среди аксессуаров Святого Августина — посох из золота и горного хрусталя (бесцветная разновидность кварца). Из-за своего неземного вида этот драгоценный материал также был символом чистоты, используемым в литургических предметах, о чем свидетельствует крест 1500-х годов из музея Польди Пеццоли.
Однако на портрете Пьеро делла Франческа посох имеет невероятную длину, учитывая хрупкость горного хрусталя и ограниченность размеров каменных образований, встречающихся в природе.
Святой Августин также носит поверх шелковых перчаток золотые кольца с драгоценными камнями:
Они очень похожи на кольца из золота, эмали и горного хрусталя XIV и XV веков, хранящиеся в музее и они доказывают внимание Пьеро делла Франчески к деталям в изображении стиля ювелирного дела своего времени:
Полный текст статьи доступен по ссылке (на английском)