Russell Patterson, "Где дым, там и огонь", 1920-е гг
После опустошительной Первой мировой войны наступила эпоха ар-деко – опьяняющий вихрь гедонистической жизни и гигантских скачков в инновациях, поднявшие всем настроение. Этот период широко запомнился своим попиванием коктейлей, потрясающими девушками-флапершами, джазом и образом жизни в стиле Великого Гэтсби. Он также известен своими эффектными и смелыми украшениями. Фактически, ювелирным украшениям в стиле ар-деко до сих пор широко подражают.
Ар-деко является продолжением французского движения в стиле модерн, включающим в себя элементы декоративно-прикладного искусства. Стиль подчеркивает украшения, в том числе маркетри, эмалирование и другие методы для создания уникальных и интересных поверхностей. В сочетании с яркими цветами это создает визуально ошеломляющие предметы мебели и ювелирные изделия.
флаперши танцуют и веселятся, пока музыканты выступают во время танцевального конкурса Чарльстона в Parody Club. Фото: Архив Халтона/Getty Images
Женская мода кардинально изменилась в 1920-е годы. Новые практические роли, которые требовались от женщин в отсутствие мужчин - героев военного времени,- превратили моду из относительной формальности и ограничений эдвардианской эпохи и лет военного времени в веселые, элегантные и практичные стили (вспомните Коко Шанель), которые подчеркивали свободу современных женщин и позволили им участвовать в деятельности, которая раньше была доступна только мужчинам. Корсеты исчезли, подол платья стал короче. Эта свобода и чувство веселья отразились в новых стилях и моде ювелирных изделий.
Коко Шанель
Инновации
Термин «ар-деко» происходит от Международной выставки декоративного искусства и современной промышленности, проходившей в Париже в 1925 году — важной выставки дизайна, которая в основном была посвящена ювелирному искусству. Ключевой акцент выставки был сделан на объединении искусства и современной промышленности.
Международная выставка декоративного искусства и современной промышленности
Период ар-деко был временем передовых технологий в индустрии, которые принесли нам следующие инновации в ювелирном деле:
ПЛАТИНА
После окончания Первой мировой войны в ход снова вернулась платина, а также новый, менее дорогой материал, называемый осмиором, платором или платинором. Эти прочные материалы позволили создать легкие, воздушные конструкции из драгоценных камней, требующих большого количества металла.
Платиновые клейма
НЕВИДИМАЯ ЗАКРЕПКА
Ювелирный гигант Van Cleef & Arpels разработал особую «загадочную оправу» или serti invisible («невидимая оправа»), которая позволяла закреплять драгоценные камни таким образом, чтобы металл не был виден.
Благодаря невидимой оправе бриллианты и драгоценные камни располагаются рядом друг с другом, создавая впечатление единой поверхности драгоценных камней.
ОГРАНКА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
Огранщики драгоценных камней разработали новые способы огранки и придания формы драгоценным камням, что позволило создавать блестящие «мозаичные» узоры той эпохи.
ЛАК
Эмалирование, которое было трудоемким и дорогим, было заменено сложной технологией лакирования, привезенной с Дальнего Востока. Китайские рабочие, которые во время Первой мировой войны покрывали лаком пропеллеры самолетов после окончания войны начали полировать и лакировать ювелирные изделия.
Жан Дюнан, Жюльетта де Сен-Сирка, около 1925 г. © Метрополитен-музей
СИНТЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Синтетические материалы, такие как бакелит, стали широко доступны и использовались для имитации драгоценных камней, янтаря, дерева, кости и других натуральных материалов.
Прямоугольное кольцо из белого золота 18 карат в стиле ар-деко с бриллиантами и синтетическим сапфиром
Брошь в стиле ар-деко из 18-каратного золота, платины, синтетического рубина и розового бриллианта с крестом
Кольцо Theodor Fahrner из серебра и синтетического зеленого камня в стиле ар-деко
КУЛЬТИВИРОВАННЫЙ ЖЕМЧУГ
Был разработан процесс «культивирования» или «выращивания» жемчуга путем имплантации жемчужных устриц перламутровых бусин. Культивированный жемчуг производился в изобилии, и впоследствии эти камни стали знаковыми драгоценностями 1920-х годов.
Геометрический дизайн
Ювелирные дизайнеры эпохи ар-деко стремились оторваться от плавных линий и естественных тем украшений, принятых в стиле ар-нуво. Вместо этого они приняли модернизм и достижения в области технических инноваций и машиностроения. Родился новый жанр дизайна – смелые геометрические формы с чистыми линиями и симметрией. Этот стиль дизайна сегодня мгновенно узнаваем и востребован (и копируется).
Термин «кубизм» часто использовался для описания ювелирных изделий этой эпохи из-за используемых углов, геометрических линий и образных представлений.
Международное влияние
Культуры всего мира повлияли на эпоху ар-деко и представили новые ювелирные тенденции: от мотивов Дальнего Востока и индийской резьбы по драгоценным камням до экзотических, новых красочных материалов, таких как лазурит, бирюза и агат.
Жак Картье с индийскими дилерами драгоценных камней. Фотография из альбома Жака Картье, запечатлевшая его путешествие в Индию в 1911 году. Архив Картье © Cartier
Медальон с эмалью в стиле ар-деко, золото 14 карат, синяя и черная эмаль
Особенно выделяется «Египетское возрождение». Новые захватывающие археологические открытия в Египте, в первую очередь гробницы Тутанхамона оказали огромное влияние на мотивы дизайна в стиле ар-деко. Новые сочетания материалов – лазурита с золотом, сердолика с бирюзой – были вдохновлены фараонами. Цветы лотоса, скарабеи, пирамиды и глаз Гора — одни из древнеегипетских мотивов, которые можно увидеть в украшениях в стиле ар-деко.
Украшения в стиле египетского возрождения
Две школы дизайна
Сотрудничество между различными дизайнерскими направлениями было обычным явлением в эпоху ар-деко, и дизайн ювелирных изделий часто создавался художниками, которые не были ювелирами по профессии, и совместно с ними. Архитекторы, скульпторы, художники, ювелиры и другие художники-дизайнеры чрезвычайно обогащали и вдохновляли друг друга на протяжении всей эпохи ар-деко. Результатом стала группа дизайнеров ювелирных изделий, известных как bijoutiers-artistes, которые уделяли больше внимания дизайну, чем внутренней ценности материалов. Они использовали драгоценные камни в качестве «пунктуации», а не в качестве акцента произведения.
Bijoutiers-artistes: Ле Корбюзье, Перси Шоулфилд (первый муж Шарлотты Перриан), Шарлотта Перриан, Жорж Д. Буржуа и Жан Фуке в Осеннем салоне, Париж, 1927 год. Фото Пьера Жаннере.
С другой стороны, ювелирные дизайнеры известных парижских ювелирных домов создавали геометрические узоры из плотно упакованных драгоценных камней калиброванной огранки (всегда цветных), окружавших центральный камень или боковые бриллианты.
Красивое и необычное кольцо в стиле ар-деко из белого золота 18 карат с центральным бриллиантом в полкарата, изумрудами калибровочной огранки с обеих сторон и небольшими бриллиантами между ними.
В это время было разработано множество необычных огранок бриллиантов, в том числе огранки "трапеция", "полумесяц" и "треугольник". Они черпали вдохновение на Дальнем Востоке и в Индии, вырезая узоры на драгоценных камнях и смешивая драгоценные камни с кораллами, лазуритом, агатом, бирюзой и горным хрусталем.
На манекене- шейное украшение с изумрудом Тадж-Махал и другие украшения (фрагмент). Архив Картье Париж. © Картье
Махарани Саньогита позирует с Йешвантом Рао Холкаром II, махараджей Индаура, который носит сапфировое ожерелье из бусинок Тавиз от Cartier и брошь Cartier в стиле ар-деко. Фото из Instagram @AlThaniCollection и Christie's
Ювелирные украшения стиля ар-деко
СЕРЬГИ
Серьги раннего ар-деко были длинными и изящными, подчеркиваемыми новыми короткими прическами. Они, как правило, имели геометрическую форму, с бриллиантами и, возможно, с большим цветным драгоценным камнем. Конец 1920-х годов принес с собой монохромные стили, демонстрирующие новые огранки бриллиантов. Была мода на серьги, которые можно было использовать как броши.
Серьги-подвески в стиле ар-деко из 15-каратного золота, платины и бриллиантов
В 1930-е годы произошла трансформация стилей сережек, и они вернулись к мочке уха, к которой их часто прикрепляли. Были популярны большие естественные формы, такие как ракушки, листья и цветы.
Рекламный плакат Жозефины Бейкер в Фоли Бержер
ОЖЕРЕЛЬЯ
Иконным ожерельем 1920-х годов было сотуар. Они были очень длинными и часто имели кисточку или кулон. Длинные нити жемчуга и бус носили в любом направлении вокруг шеи, спереди или сзади, в зависимости от стиля платья. Жемчужные ожерелья носили днем и вечером. Они часто изготавливались из культивированного жемчуга (совершенно новая инновация) и хорошо сочетались со всеми оттенками кожи.
Сибил Сассун, маркиза Чолмондели. Фото через @HoughtonHallNorfolk
Более короткие ожерелья часто делались из бусин из драгоценных камней или путем смешивания бриллиантов и резных драгоценных камней. Обычно они заканчивались подвеской в форме бляшки, которую иногда можно было отсоединить, например, для использования в качестве броши.
Зеленый халцедон и серебряное ожерелье, приписываемое Сибил Данлоп
Еще одним популярным стилем было ожерелье из многониточного жемчуга или бусин из драгоценных камней с бляшками из драгоценных камней с обеих сторон, создающими эффект гирлянды. Эффектные ожерелья-нагрудники украшали впечатляющие бриллианты, рубины, изумруды и сапфиры.
Каталог Sears and Roebuck 1928 года, демонстрирующий переход от длинных ожерелий 20-х годов к более коротким и сдержанным 30-м годам.
ПОДВЕСКИ
Подвески были важной особенностью украшений в стиле ар-деко. Дизайн часто был геометрическим, с узорами и материалами, вдохновленными китайской, древнеегипетской и индийской культурами.
Стеклянная подвеска в стиле арт-деко в виде обезьяны на оригинальной цепочке-шнуре
В соответствии с трубчатыми платьями с бахромой того времени, кисточки или бахрома часто свисали снизу подвесок. Подвески висели на цепочках, часто с вкраплениями драгоценных камней и жемчуга, или на шелковых шнурах. Они были разной длины, в зависимости от платья, которое они сопровождали.
Подвеска в стиле ар-деко из платины, натурального жемчуга и бриллиантов на цепочке из платины и натурального жемчуга
КОЛЬЦА
кольца в стиле ар-деко
Кольца в стиле ар-деко – это смело и красиво. Часто можно увидеть крупные драгоценные камни изумрудной и ступенчатой огранки в окружении более мелких, плотно упакованных бриллиантов.
Кольцо в стиле ар-деко из платины, изумруда и багета с бриллиантами
Популярностью пользовались цветные драгоценные камни огранки кабошон, а также филигранная работа, при которой нити из драгоценных металлов ручной работы использовались для создания замысловатых узоров. Сегодня практически невозможно воспроизвести четкую, изысканную филигранную работу 1920-х годов, поскольку большинство колец изготавливаются с использованием восковых форм.
Кольцо в стиле ар-деко из белого золота 18 карат с бриллиантами и филигранной отделкой на хвостовике
Кольца с камнями в закрепке паве (от фр. pavé-"мостовая": метод закрепки, при котором металл практически не виден, а сами камни идентичны друг другу по весу) также были типичными для той эпохи.
Кольцо с закрепкой бриллиатов методом паве
Популярностью пользовались сложенные кольца с драгоценными камнями, а также кольца, имитирующие эффект сложенных друг на друга полос. В этот период было создано трехполосное «катящееся кольцо» Картье, и этот стиль до сих пор чрезвычайно популярен.
Трехцветное золотое кольцо Cartier ( на Западе это кольцо называют "Русское обручальное")
БРАСЛЕТЫ
Браслеты в стиле ар-деко сочетали в себе все стили эпохи – геометрические узоры, оправы паве, резные драгоценные камни и другие, менее драгоценные материалы. Узкие браслеты были сложены друг на друга и звенели под джазовую музыку того времени, как и популярные браслеты с подвесками.
Браслеты арт-деко
Позже в этот период браслеты стали шире. Живописные браслеты-ремешки рассказывали целые истории, используя символику или резные драгоценные камни. В это время стали популярными браслеты-манжеты и модели, к которым можно было прикрепить универсальную «брошь-клипсу».
Мэрион Морхаус в Chanel, фото Эдварда Стейхена для Vogue, апрель 1929 года.
УКРАШЕНИЯ ДЛЯ ВОЛОС
Английский придворный этикет предписывал носить диадемы, поэтому они были изготовлены с использованием мотивов и техник ар-деко для государственных мероприятий. Помимо этого, более короткие прически означали, что диадемы были заменены бандо, которые носили ниже, на лбу. Часто эти бандо превращались в ожерелья или браслеты.
Бандо в стиле ар-деко (фотография Эдварда Стейхена)
Украшения для волос в стиле ар-деко
БРОШИ И БУЛАВКИ
Большая прямоугольная брошь в стиле ар-деко из платины и бриллиантов
Броши и булавки были чрезвычайно популярны в период ар-деко и их носили на каждом предмете одежды, включая шляпы. Были использованы всевозможные привлекательные мотивы, техники и стили ар-деко. В 1930-х годах стали популярными броши-клипсы, и их часто носили парами, которые могли иметь или не иметь булавки или рамки, что позволяло носить их, например, как одну большую брошь или отдельно по обе стороны от платья.
Пара брошей-клипс в стиле ар-деко
Мы любим эпоху ар-деко!