Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Уникальная панорама греческих ювелирных изделий в афинском музее Бенаки

25 июня 2024
Сандрин Мерль

Афины – это нечто большее, чем просто Акрополь! Во время вашего визита в греческую столицу потратьте несколько часов на посещение музея Бенаки, гигантской кунсткамеры, в которой представлена уникальная панорама греческих ювелирных изделий.

Пять причин посетить этот музей:

1/ Музей Бенаки, греческий музей Виктории и Альберта.

Первоначально это здание было семейным домом Антониса Бенакиса, богатого торговца и члена греческой диаспоры в Египте. В 1931 году этот страстный коллекционер превратил его в музей, в котором хранятся некоторые из 500 000  предметов, которые он собрал во время своих путешествий. «Он хотел создать греческий эквивалент музея Виктории и Альберта», — объясняет Ирини Папагеоргиу, куратор отдела древностей. Он включает в себя 20 000 ваз, драгоценных тканей, икон, скульптур, картин и шкафов, что, по словам режиссера Джорджа Мангиниса, делает его «уникальной панорамой искусства страны от доисторических времен до 20-го века» . В Афинах есть и другие музеи Бенаки, в том числе один, посвященный исламскому искусству.

Сетка для волос из золота - III век до н.э.

Венок из золотых дубовых листьев - Конец 2-го века до н.э. начало 1 века

 деталь венка

2/ Исключительная панорама греческих украшений

На трех этажах коллекция драгоценностей разворачивается в хронологическом порядке, начиная с доисторических времен и заканчивая Войной за независимость, через византийское искусство и османский период. К числу древнейших украшений относится кулон из простой проколотой ракушки. Между ними ждет праздник сокровищ: короны-венки из листьев из чеканного золота, серьги в форме полумесяца или украшенные Эротом, лирами и т. д., почетные награды, геометрические или змеевидные браслеты, кеше-шиньон, украшенный скульптурный бюст, нательный крест, длинные ожерелья из ажурных золотых бус и т. д. Многие из них невероятно современны и их можно носить и сегодня. Ценители современного творчества признают их влияние.

 Серьги из золота с филигранью, репуссе, из зернистого золота ... - Конец 4-го, 2-го и конца 4-го до н.э.

Золотые браслеты в виде розеток, вероятно, с Кипра - византийский период, VI век.

 

Серьги в форме каравеллы из золота, жемчуга и эмали, Патмос, Додеканес - 17 век.

3/ Современные жемчужины музея Бенаки, уникальный ансамбль.

Здесь современный не означает contemporary: этот термин скорее сопоставляется с классическими стилями и относится к творениям, созданным, начиная с 15 века. Ювелирные изделия, часто изготовленные из цветного стекла, поддельных монет, позолоченного серебра или эмали, свидетельствуют о многочисленных влияниях, порожденных богатой событиями историей страны. Целая витрина посвящена украшениям XVIII века в форме корабля из перегородчатой ​​эмали, вероятно, изготовленных греческими мастерами, жившими в Венеции. Большие серьги вдохновлены византийскими подвесками, свисающими с императорской диадемы. «Украшения из кораллов появились у греческих меньшинств, прибывших из Турции после Лозаннского договора в 1922 году», — объясняет куратор Ксения Политу из неоэллинского отдела.

Пряжка для ремня из серебра, филиграни, золота и эмали с Кипра - 19 век.

Частично позолоченная серебряная пряжка с рельефным декором из Эпира - XVIII-XIX вв.

4/ Коллекция великолепных ремней.

Современный раздел открывается поясами – важнейшим элементом греческого костюма со времен Античности. А их десятки, каждый такой же великолепный, как другой. Неоэллинские творения сочетают в себе византийские и исламские традиции. Огромные и искусно выполненные, их форма представляет собой фарфоровые диски или листья с чеканным серебром, филигранью, точеной, позолотой или чернением, то есть обработанными черной эмалью. Также вкраплены элементы коралла и малахита в форме розетки. Они напомнили мне творения, представленные на выставках творений Bulgari, основатель которой был родом из Эпира на северо-западе Греции.

Набор золотых серебряных брошей, украшенных стеклянными камнями и религиозными сценами, Сими, Додеканес - 19 век.

Свадебный головной убор из Астипалеи, Додеканес - 19 век.

5/Свадебная бижутерия

Великолепная идея музея Бенаки – представить некоторые из этих современных драгоценностей на традиционных свадебных костюмах. Они происходят из всех регионов Греции: Эпира, Фракии, Корфу, Фессалии, Ионических островов и Македонии. Красивые пояса обхватывали живот, что способствовало плодовитости. Браслеты всегда носили парами. Броши удерживали шарф на месте. По бокам головного убора висели огромные серьги. На спине платья часто красовались амулеты, звон которых защищал от сглаза.

Пара серебряных филигранных браслетов, стеклянные камни - Коропи, деревня недалеко от Афин - около 1910 г.

Нагрудный орнамент из цепочек и фальшивых монет, стеклянных камней - Мениди (близ Афин) - конец 19 - начало 20 века.

Источник: thefrenchjewelrypost.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом