Ювелирные изделия имеют долгую историю в греческой античности — здесь несколько тысяч лет суммированы в шести вопросах…
1. Сколько лет самым ранним ювелирным изделиям?
В коллекции Национального археологического музея Афин есть несколько элементарных украшений, датируемых 7000 годом до нашей эры и сделанных из костей, зубов, гальки и рога. Но первые по-настоящему замечательные украшения были изготовлены микенцами между 1600 и 1200 годами до нашей эры. Обнаруженный в микенских гробницах клад содержит драгоценности с изображением осьминогов, розеток и золотых бабочек, серьги в форме спиралей, бронзовые фибулы с головками из горного хрусталя и другие предметы. Все было выложено вокруг центральной части — великолепной Маски Агамемнона.
Микейская женщина на фреске XIII века до н.э. - © Национальный археологический музей Афин. Изображение: Сандрин Мерль
1. Сколько лет самым ранним ювелирным изделиям?
В коллекции Национального археологического музея Афин есть несколько элементарных украшений, датируемых 7000 годом до нашей эры и сделанных из костей, зубов, гальки и рога. Но первые по-настоящему замечательные украшения были изготовлены микенцами между 1600 и 1200 годами до нашей эры. Обнаруженный в микенских гробницах клад содержит драгоценные камни с изображением осьминогов, розеток и золотых бабочек, серьги в форме спиралей, бронзовые фибулы с головками из горного хрусталя и другие предметы.
Бронзовые браслеты - X-VIII вв. до н.э. © Вергинский музей и археологический памятник архивов Эгаи.
2. Когда ювелирные изделия достигли своего апогея в греческой античности?
Золотой век греческих ювелирных изделий во второй половине IV в . до н. э. и в последующие III и II вв . до н. э. связан с Филиппом II Македонским и завоеваниями его сына Александра Македонского. В гробнице Филиппа II в Эгаях, Македония, Северная Греция, а также в ряде памятников эллинистического периода археологи раскопали изысканные образцы ювелирного искусства, демонстрирующие невероятное владение металлургическими приемами. Ни одна из золотых поверхностей не является гладкой: каждое изделие кованое, украшенное рельефным узором, филигранью или зернью (то есть микробусинами золота). Величественные короны созданы из переплетения золотых нитей с удивительно реалистичными скульптурными листьями. Все невероятно изысканно.
Золотая дубовая корона Филиппа II и ее деталь - 336 г. до н.э. © Вергинский музей и археологический памятник архива Эгаи
Пара золотых браслетов - VI-V века до н.э. © MET
3. Были ли украшения в греческой древности предназначались для умерших или люди носили их при жизни?
Хотя большая часть микенских и древнегреческих украшений была обнаружена в гробницах, нет оснований полагать, что они предназначались только для умерших. По изображениям на настенных росписях, вазах, а также по статуэткам мы знаем, что люди в течение жизни носили украшения в особых случаях. Тот факт, что украшения лежат рядом с умершим в могиле, подчеркивает их функцию символов статуса, которые должны были безопасно сопровождать их в путешествии в загробную жизнь.
4. Было ли золото единственным используемым металлом?
Большая часть сохранившихся украшений сделана из золота, но есть и великолепные изделия из серебра, бронзы или электрума. В Греции не хватало золота, и ограниченность запасов делала его чрезвычайно ценным. Золото также очень податливо, то есть с ним легко работать, и из соображений экономии его можно разковать в очень тонкие листы толщиной менее 1 мм, как это делалось, например, в микенский и эллинистический периоды. Завоевания Александра Великого около 335–323 гг. до н.э. были частично мотивированы навязчивой погоней той эпохи за золотом (и богатством в целом).
5- Какие конструкции характерны?
Сотни мотивов, взятых из природы, мифологии или архитектуры, включают амфоры, осьминоги, змеи, бабочки, рифовый (или Геркулесов) узел и Эрос. Дубовые листья на многих коронах имитируют головы козлов на открытых концах браслета. Медальон изображает Афину с головой Медузы. Полихромные украшения начали появляться только после завоеваний Александра Македонского, когда недостаток местных месторождений драгоценных камней был восполнен за счет восточного импорта изумрудов, бирюзы, рубинов и лазурита.
6. Почему украшения греческой античности до сих пор так популярны?
Мы продолжаем черпать бесконечное вдохновение в ювелирных изделиях греческой античности, чувствуя непреходящее очарование их мифологией, их чистыми формами, яркой ясностью почти сплошного желтого золота, его патиной, слегка неравномерной ручной отделкой и его символами. Бесконечный список современных брендов, таких как Marc Auclert, Marie-Hélène de Taillac, Cleopatra's Bling и Alighieri, воспроизводит его классические формы, дизайны и методы, такие как грануляция, а некоторые даже включают в себя подлинные старинные драгоценные камни. Некоторые греки, такие как Кристина Субли или Никос Кулис, стилизуют узел Геркулеса или змею благодаря одноименной цепочке.
Булавка из бронзы и горного хрусталя из Микенов – 16 век до н. э. National © Национальный археологический музей Афин Фото: Сандрин Мерль
Фреска - © Национальный археологический музей Афин. Изображение: Сандрин Мерль.
Золотой браслет - I век до н. э. © Музей Бенаки Фото: Сандрин Мерль
Никос Кулис - Браслет «Чувства» из золота и бриллиантов
Кристина Субли - «Микенские» серьги из золота и пресноводного жемчуга