Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Как ювелирные дома сочетают передовые технологии и искусственный интеллект с традиционным мастерством

25 июня 2024
Редакция

 

Это дивный новый мир для признанных ювелирных домов, где новейшие технологии и инновации внедряются в проекты, которые когда-то было невозможно реализовать. В то время как другие отрасли, ориентированные на дизайн, довольно быстро освоили футуристические приложения, такие как дополненная реальность (AR) и искусственный интеллект (ИИ), первоначальная сдержанность со стороны мира высокого ювелирного искусства вполне понятна. В конце концов, ценность парюры заключается не только в драгоценных камнях, встроенных в это потрясающее изделие, но и в блестящем мастерстве ручной работы, которым славится каждый дом.

Тем не менее, изысканность и мастерство любого изделия высокого ювелирного искусства сами по себе являются демонстрацией технологической изобретательности. Такие безобидные вещи, как изготовление застежки, гладкость драгоценного металла, огранка драгоценного камня, необычность трансформируемого изделия и структура ожерелья, — все это несет в себе признаки превосходной, даже радикальной инженерии и конструкции — иногда вручную, иногда нет.

«Строго говоря, никто не ограняет камни просто так», — говорит в интервью газете «Престиж Сингапур» известный мастер огранки драгоценных камней Виктор Тузлуков . «Все огранщики используют какое-то устройство, более или менее сложное или точное.

Камень «Хиранья Гарбха» огранен Виктором Тузлуковым. (Изображение: Виктор Тузлуков)

 

С другой стороны, даже такой точный и многофункциональный станок, как Ultratec  не является автоматическим, а используется только для правильной фиксации камней и установки точных углов для огранки. В этом смысле я тоже режу вручную, просто использую для этого более удобное и точное приспособление – точнее, чем, скажем, просто деревянная палочка!»

Лучшие дома постепенно находят золотую середину, подавляя страх, что вековые методы ручные техники будут без необходимости заменены технологиями 21-го века. Скорее, они предпочитают рассматривать эти инновации как полезные инструменты, помогающие облегчить повседневные задачи, а также помочь дизайнерам и мастерам в более важных и динамичных начинаниях – то, что они уже делали с предыдущими технологиями. Люди по-прежнему находятся у руля производственного процесса, даже несмотря на то, что технологии 21-го века постепенно проникают во все, от дизайна до устойчивого развития.

По дизайну

Дизайн ювелирных изделий может оставаться кропотливым процессом рисования эскизов и физических прототипов, но новейшие технологии 3D-печати с использованием искусственного интеллекта и CAD (компьютерное проектирование) изменили правила игры в отрасли.

Если раньше программирование и доступность этих программ были громоздкими и проблематичными, то новейшее программное обеспечение теперь стало более удобным для пользователя, побуждая дизайнеров играть с уникальными формами, создавая инновационные проекты, которые когда-то считались невозможными. Они также могут лучше оптимизировать процесс, быстрее и точнее реализуя свои концепции.

Компания Graff, например, внимательно относится к использованию CAD, чтобы дополнять, а не подавлять процесс проектирования. Дизайн сначала рисуется от руки или раскрашивается гуашью, а затем сканер высокого разрешения фиксирует его макет. Прототип создается с использованием как старых, так и новых технологий, включая смолы, напечатанные на 3D-принтере, и отливку, изготовленную традиционным методом по выплавляемым моделям.

Даже знаменитый золотой треугольник Италии Виченца, чьи традиции ювелирного дела восходят к средневековью, Валенца и Ареццо не застрахованы от времени, экспериментируя с новейшими разработками в области порошковой металлургии или аддитивного производства, включая измельчение драгоценных металлов в порошок для использования в 3D. печать.

Колье Appesanteur из коллекции Contemplation от Boucheron. (Изображение: Boucheron)

Коллекция Contemplation от Boucheron представляет собой бриллиантовое колье, подвешенное в облачной структуре, что стало возможным благодаря математическому алгоритму. Линия Holographique включала в себя новаторскую технологию голограмм французской авиационной компании Saint-Gobain, при которой кусочки горного хрусталя, казалось, меняли цвет.

Колье из коллекции Boucheron Holographique

В Fope запатентованная технология, лежащая в основе серии Flex'it, позволяет использовать чрезвычайно современный и универсальный способ ношения драгоценных металлов, растягивая их пружиной, чтобы они помещались на запястье или шее без необходимости использования застежки. Изделия полностью состоят из 18-каратного драгоценного металла розового, желтого или белого цвета, что делает его гибкость еще более впечатляющей.

CAD  расширяет новый интерес к необычным огранкам, когда дизайнеры экспериментируют с нетрадиционными формами и стилями для создания эффектных изделий, предвещая беспрецедентное время для фантазийных огранок в ювелирных изделиях.

Периметрические инструменты, управляемые искусственным интеллектом и использующие специальную систему кодирования, используются такими компаниями, как Tiffany & Co., для обеспечения самых сложных и замысловатых разрезов и дизайнов. Что еще более важно, эта техника позволяет драгоценным камням сиять ярче, чем когда-либо прежде, благодаря уникальным огранкам и граням.

Лучшие в мире огранщики драгоценных камней постоянно стремятся к совершенству и рассматривают новейшие технологии как средство достижения этой цели. «Использование высокоточных станков для огранки, таких как Facetron и Ultratec, позволяет мне использовать диаграммы огранки», — говорит Тузлуков.

 

«Католический» камень, ограненный Виктором Тузлуковым. (Изображение: Виктор Тузлуков)

 

«По сути, это 3D-моделирование, представленное в трех проекциях с точными координатами каждой грани в качестве инструкций по раскрою. Я использую два приложения для 3D-конструирования: GemCad и GemCutStudio.

«По сравнению с коммерческими машинами, моя дает мне больше творческих возможностей из-за ее высокой точности и простоты. Невозможно вырезать художественные рисунки с помощью коммерческого оборудования для огранки или добиться высококачественной полировки, которая может улучшить цвет камня».

Материальный мир

Действительно, никогда еще не было более захватывающего времени для всей ювелирной цепочки. Новые технологии дают дизайнерам, огранщикам и монтировщикам возможность работать с совершенно новыми материалами, некоторые из которых обладают потусторонней привлекательностью, подобающей роману Фрэнка Герберта.

Ниеллий сочетает в себе платину, палладий и серебро. Материал – украшения космической эры. (Изображение: Томас Хаузер)

Некоторые дизайнеры даже взяли дело в свои руки. Кий Niellium, похожая на лак черная амальгама платины, палладия и серебра, изобретенная независимым ювелиром Томасом Хаузером . Все больше промышленных материалов и веществ, таких как углеродные нанотрубки и аэрогель космической эры (как видно из коллекции Contemplation от Boucheron), используются, в то время как другие, такие как титан и керамика, совершенствуются и модернизируются.

Растущий акцент на устойчивом развитии также привел к тому, что ювелирные дома все больше осознают свое воздействие на окружающую среду и находят будущие способы управления им. Ответственно добываемые драгоценные камни уже являются само собой разумеющимися, равно как и интеграция устойчивых методов в идеалы ювелиров, а технология блокчейна подвергается дальнейшему совершенствованию для большей прозрачности всей цепочки поставок, гарантируя, что каждое драгоценное ювелирное изделие можно отследить до его источника.

В последнее время внимание к переработке драгоценных металлов привело даже к тому, что такие компании, как Королевский монетный двор, представили в Великобритании новаторскую технологию канадской компании Excir. Инновация, основанная на революционной химии, способна восстановить 99 процентов золота из выброшенных электронных устройств, включая мобильные телефоны. Это идеальное решение гигантской задачи по этической утилизации не менее 50 миллионов тонн электронных отходов (что эквивалентно 350 круизным лайнерам Queen Mary 2 ), производимых во всем мире каждый год. Эта технология уже позволила Королевскому монетному двору производить золото чистотой 999,9. При полной оптимизации этот процесс также может обеспечить извлечение палладия, серебра и меди.

Цифровой аттракцион

Наиболее очевидным и ведущим драйвером новых технологий является цифровой маркетинг, который переходит от трехмерного к цифровому. Например, в разгар бума NFT в 2022 году Bvlgari выпустила три коллекции NFT высокого ювелирного искусства, два из которых сопровождались настоящими ожерельями, созданными креативным директором Лючией Сильвестри.

Между тем, AR и виртуальная реальность используются для улучшения качества обслуживания клиентов. В DeBeers, Cartier и Tiffany & Co клиенты могут виртуально примерить ювелирные изделия и визуализировать, как они будут на них смотреться, прежде чем совершить покупку.

Это не такая временная услуга, как кажется. Скорее, у него есть долгосрочная возможность освободить дома от ограничений, включая безопасность, транспорт и глобальную доступность произведения при назначении частных встреч. Цифровая обработка изображений и 3D-моделирование также открывают путь к гиперперсонализации, благодаря которой клиенты теперь могут визуализировать свои индивидуальные проекты до того, как они будут воплощены в жизнь.

Готовность к будущему

Инновации будут продолжать развиваться и процветать в ювелирном мире, даже несмотря на то, что они будут смягчать это влияние людей, которые управляют отраслью. Что по-прежнему с благоговением поддерживается, так это конечная цель, то есть повышение блеска и ценности создаваемых ею ювелирных изделий, независимо от того, используются ли они передовые технологии… или нет вообще.

«Иногда – особенно при работе с очень дорогим материалом – я вообще не пользуюсь схемами. Вместо этого я слежу за формой необработанного камня во время огранки, чтобы максимизировать вес и, соответственно, ценность камня», — утверждает Тузлуков. «Иногда, когда я получаю камень для повторной огранки, я просто ловлю каждую грань и повторно полирую их без какой-либо другой коррекции.

«Потери минимальны, но цвет улучшается настолько, что стоимость камня может вырасти до 20 процентов! Это звучит смешно, но это правда».

Источник: prestigeonline.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом