Клето Мунари - итальянский дизайнер в начале 1980-х годов поручил команде архитекторов мечты, таким как Этторе Соттсасс и Питер Айзенман, создать коллекцию ювелирных изделий для своей одноименной компании. В 1988 году вышла в свет книга Барбары Радис Jewelry By Architects: From the Collection of Cleto Munari, в которой была задокументирована эта коллекция. Небольшую часть этой книги приводим здесь.
В число избранных Мунари художников вошли не только титаны архитектуры, представленные ниже, но и Марио Беллини, Майкл Грейвс, Ричард Мейер, Паоло Портогези, Стэнли Тигерман, Оскар Тускетс и Лелла Виньелли, чей вклад мы не смогли осветить в этой истории. Полная коллекция включает более 150 изделий, разработанных в период с 1982 по 1986 год, и книга документирует их с сопровождающими эскизами и интервью с их создателями.
Микеле Де Луччи \Michele De Lucchi
Какую женщину вы имели в виду, когда создавали свои украшения? Какую женщину вы представляете себе в них?
Очень, очень красивую и, возможно, одинокую.
Как вы думаете, ваши украшения соответствуют вашей архитектуре и дизайну?
Да. Но они также являются предметами, в которых функция больше связана с оформлением, чем с использованием. Одной из моих целей, например, было поработать над концепцией драгоценности более сложным способом, чем просто стучать золотым слитком по столу. Я имею в виду, что одной из самых интересных тем, по моему мнению, был поиск драгоценности за пределами традиционных правил вкуса богатых.
Можете ли вы объяснить язык ваших украшений?
Камни и материалы были использованы такими, какие они есть, как объемы по отношению к другим объемам. Нет никаких установленных камней. Я не пытался подчеркнуть центральный, драгоценный элемент, а скомпоновал камни, формы, металлы и текстуры, чтобы достичь новой идеи драгоценности.
Питер Айзенман\Peter Eisenman
Вы когда-нибудь занимались дизайном ювелирных изделий?
Никогда.
Какую женщину вы имели в виду, когда создавали свои украшения? Какую женщину вы представляете себе в их фантазиях?
Я не думал ни о какой женщине. Эти украшения предлагают иное отношение к владельцу-человеку. Они не имитируют человеческую форму или пропорции. Их масштаб не взят из масштаба человека. Как таковые они отрицают какую-либо связь с человеческой формой или украшением как таковым. Они ни в малейшей степени не являются декоративными. Они также не являются репрезентативными. Они являются частью масштабного континуума объектов: от кольца до здания.
Не могли бы вы объяснить язык ваших украшений?
Со времен Фрейда, с тех пор как стало известно о бессознательном, человек стал психологически другим. Он больше не «в центре», как в эпоху Возрождения, потому что он изучает себя. Я бы хотел, чтобы все мои украшения были архетипическим символом этого децентрированного человека и его бессознательного.
Ганс Холляйн/Hans Hollein
Как вы думаете, в каких случаях можно носить ваши украшения?
Для похода по магазинам.
Какие старинные украшения вам нравятся больше всего?
Египетские и индейские.
Не могли бы вы объяснить язык ваших украшений?
Эротический ритуал.
Арата Исодзаки/Arata Isozaki
Какую женщину вы имели в виду, когда создавали свои украшения? Какую женщину вы представляете себе в них?
Моя жена всегда носит черное и любит очень примитивные украшения, просто серебро или латунь. Я думаю, мои украшения для женщины, которая их любит, возможно, сумасшедшей. Я думаю о женщине, которая не слишком сексуальна, но в которой есть какая-то тайна. Я надеюсь, что мои украшения немного магические... если бы она их носила, они могли бы усилить магию...
Как вы думаете, ваши украшения соответствуют вашей архитектуре и дизайну?
Все, что мне нравится делать, имеет некоторое сходство с моей архитектурой. Я делаю много вещей, но все они являются продолжением моей архитектуры. Я не хочу быть специалистом по украшениям.
Не могли бы вы объяснить язык ваших украшений?
Я использовал своды, кубы, пирамиды, иногда цилиндры. Это действительно архитектурные объемы. Мои украшения — это архитектурные модели.
Алессандро Мендини/Alessandro Mendini
Вы когда-нибудь занимались дизайном ювелирных изделий?
Да.
Как вы думаете, ваши украшения соответствуют вашей архитектуре и дизайну?
Да. Они относятся к определенной части моей работы, которая связана с декоративными знаками. Это пять или шесть предметов, содержащих более или менее одинаковое количество золота и одинаковой толщины. Это пять или шесть взаимозаменяемых знаков.
Среди так называемых примитивных народов украшения и украшения для тела часто указывают на принадлежность к племени или возрастной группе. Некоторые украшения, как полагают, обладают магической силой и ценятся за их символическую, ритуальную ценность. Как вы думаете, имеют ли современные украшения такую ритуальную или символическую ценность?
Мои несимволичны. Они представляют собой очень холодную, формалистическую геометрию.
Питер Шайр/Peter Shire
Как вы думаете, в каком случае можно надеть ваши украшения?
Сидя на террасе с видом на океан.
Не могли бы вы объяснить язык ваших украшений?
Зигзаги для меня всегда женские. Стрелки означают проникновение и направление... драгоценности становятся метафорами чего-то другого... иногда у них есть эмоциональные качества.
Вам нравится покупать украшения для женщины?
У меня никогда не было достаточно денег.
Этторе Соттсасс/Ettore Sottsass
Вы когда-нибудь создавали украшения?
Да, в шестидесятые. Это были очень простые изделия из слоновой кости, черного дерева, коралла, более ритуальные, чем эти. Они предназначались для цариц или шумерских жриц, а не для светских дам.
Какую женщину вы представляли себе, когда создавали свои украшения? Какую женщину вы представляли себе в них?
Не модельного типа, симпатичную, но неопределенную, и не одну из тех женщин, которые повсюду источают золото, или тип Bulgari-Cartier, которые я нахожу очень скучными. Я думаю об очень, очень худой девушке, испуганной и дикой, с хорошим чувством пространства... Но, в конце концов, мои украшения — это просто формальное упражнение.
Какие древние украшения вам нравятся больше всего?
Когда украшения становятся статусными, а статус зависит от стоимости, современной или старой, меня это мало волнует. Возможно, древние украшения тоже были связаны со стоимостью и статусом, но их цель была иной. Фараоны были также жрецами, как и шумерские правители. Эти очень древние украшения все еще несут на себе бремя высокой государственной должности... Но украшения, которые я предпочитаю, сделаны из ниток, маленьких кусочков дерева, кожаных полосок, маленьких ракушек или кусочков янтаря. Мне нравятся украшения, которые посвящены женщинам, волнующим наше воображение, а не женщинам как социальным фигурам.
Роберт Вентури/Robert Venturi
Какие старинные украшения вам нравятся больше всего?
Я восхищаюсь египетскими украшениями, потому что они чрезвычайно нежные и красочные, и они относятся к эпохе очень большой монументальной архитектуры. В последнее время мне также понравились некоторые индийские украшения из жемчуга, драгоценных камней и эмали. Но я не очень много знаю об истории ювелирных изделий.
Не могли бы вы объяснить язык ваших украшений?
Мои украшения пытаются объединить разные масштабы; они смелые в одном отношении и нежные в другом. Я использовал архитектурные элементы, и мне понравилась идея представлять что-то. Мои украшения — это миниатюра чего-то другого.
Вам нравится покупать украшения для женщины?
Не очень. Мебель — моя первая любовь. Так что если мне нужно что-то купить, я покупаю мебель.
Марко Занини/Marco Zanini
Вы когда-нибудь проектировали украшения?
Да, я проектировал электрические украшения. Идея была в том, чтобы создать украшения, в которых свет не отражается, как в камнях, а исходит от жидкого электрического дисплея.
Не могли бы вы объяснить язык ваших украшений?
Они асимметричны, предназначены для определенной части тела и очень просты. Я думаю о непринужденных украшениях, которые можно носить без драмы.
Вам нравится видеть женщину в украшениях?
Да. Украшения — это еще одна сложность, а мне нравятся сложные женщины.