Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Интервью 1937 года с Рене Рэйчел Ван Клиф, последним главой VCA перед войной

3 сентября 2025
Редакция

Интервью 1937 года с Рене Рэйчел Ван Клиф, последним главой VCA перед войной. Она с 1926 года занимала пост художественного руководителя, в 1938 году Рене Рашель Ван Клиф возглавила Van Cleef & Arpels, а с 1926 по 1940 год в качестве руководителя создала самый прекрасный период VCA. Умерла в Виши 12 декабря 1942 года.

ПРИЗЫВ К РОСКОШИ

Неужели МОДА 1900-Х ГОДА была настолько уродлива?

...Стимулирование расходов, возрождение роскоши — вот здоровый метод... К чёрту эту навязываемую вами простоту! Верните ленты — ради мастеров лент; шёлк — ради мастеров шёлка; перья — ради мастеров перьев... Верните нам все исчезнувшие аксессуары. Не бойтесь возродить моду и украшения 1900-х. Как счастливы мы были в 1900-м! И как безбедно мы жили! И как мало налогов мы платили! И как же богато было государство. Помогите нам. Нам нужна роскошь, иначе Бог знает, что произойдёт!

(ЛУИ ЛАТЗАРУС ( LOUIS LATZARUS), l'Intransigeant)

Её зовут мадам Пюиссан-Ван Клиф, из фирмы Van Cleef & Arpels. Она очень миниатюрная, очень лёгкая, очень хрупкая. «Возможно, в последние годы больше всего в индустрии моды и роскоши эволюционировали ювелирные изделия», — сказала она. «Сегодня мы возвращаемся к богато украшенным вещам...

— В стиле 1900-х?

—В стиле 1900-х — нет, это уже невозможно, как и провести газ для освещения новенького дворца, когда уже есть электричество. Мы не возвращаемся... Но вдохновлены 1900-ми — безусловно.

— Значит, мода начала века была не такой уж уродливой?

— Вовсе не уродливой. Нас вдохновляют объёмы, изысканно декоративные линии, характерные для ювелирных изделий, например, с 1880-х по 1900-е. Главное отличие заключается в оправе. Раньше использовалось много металла, в который камни были более или менее вмонтированы». Сегодня оправа лёгкая, как тюль; камни расположены рядом друг с другом, не раскрывая металл, и приобретают свой истинный цвет, который когда-то искажало чрезмерное использование металла.

Возвращение к 1900 году также символизирует то, что мы снова используем золото для оправы цветных камней, оставляя платину для бриллиантов и жемчуга, тогда как после войны мы постепенно перешли на платину для всех камней без разбора.

Фотография 1900 года, которую вы мне показываете... этот широкий и тяжёлый браслет, излучающий сияние, -  высоко поднимает руку, — вот его современная адаптация, пластинчатый браслет. Тонкий ниже запястья, он украшен широкой, но очень лёгкой пластиной, где в сетке невидимой оправы камни приобретают сияющее сияние, которое заставляет руку трепетать.

Вы видите возвращение к роскоши? Я же говорю, совершенно очевидно, конец эрзацу. Роскошь со вкусом...

Браслет, период Реставрации, Франция. Штампованная и позолоченная медь, цветное стекло© MAD / фото: Жан Толанс

1900. Украшение лифа, Гюстав Роджер Сандос Серебро и стекло, фото Жан Толанс

1912. Van Cleef & Arpels. Часы-подвеска. Платина, эмаль, натуральный жемчуг, бриллианты.

 

1926. Van Cleef & Arpels. Брошь бант. Эта брошь состоит из ажурного платинового круга, инкрустированного бриллиантами в технике паве, и банта – традиционного мотива XVII–XVIII веков, завершающегося пампиллями. Плоскостность композиции контрастирует с реалистичностью драпировки и объёмом её складок. Ощущение движения подчёркивается асимметричной конструкцией броши. Это изделие было выполнено в различных вариантах, различающихся положением банта и использованными материалами, например, вариант из платины с бриллиантами в технике паве, образующий складку ткани из изумрудов в технике паве.

Этот браслет иллюстрирует новую концепцию ювелирных изделий, представленную Van Cleef & Arpels в 1930-х годах, с её выразительными объёмами, определяемыми цветом. 

 

В 1934 году бренд представил легендарный браслет Ludo. Исключительный дизайн Ludo – это тончайшая основа браслета виде гибкой ленты и ювелирная застежка в виде пряжки.

Актриса Марлен Дитрих приобрела этот браслет Van Cleef & Arpels с рубинами и бриллиантами в 1937 году и носила его в фильме Альфреда Хичкока «Страх сцены» (1950). В 1992 году это украшение приобрела Энн Эйзенхауэр. В июне этого года оно стало главным лотом аукциона Christie's «Великолепные драгоценности Анны Эйзенхауэр»

 

1935 г. Часы Cadenas выглядят как браслет, и только владелице виден искусно спрятанный наклонный циферблат. Такое элегантное решение в эпоху, когда в обществе не подобало смотреть на часы, предложила Рене Пьюиссан. 

1936. Это колье, приобретенное бывшей певицей и светской львицей Элен Бомон в 1936 году, иллюстрирует возвращение к высокому ювелирному искусству в середине 1930-х годов и представляет собой важную веху в развитии ювелирного искусства в ХХ веке.

Он состоит из сочленённых четырёхугольных звеньев из платины и бриллиантов багетной огранки, придающих ему невероятную гибкость. Кольцо окружено рядами овальных рубинов – два ряда сзади и три спереди, перемежающихся бриллиантами багетной огранки. Наблюдается резкий контраст между лёгкостью ажурной оправы рубинов в крапановой огранке и соседними рядами калиброванных бриллиантов. Четыре стилизованных бриллиантовых звена расположены на равном расстоянии друг от друга по всему ожерелью.

 

 

Читайте также
"Ароматные яблоки" эпохи Возрождения
Искусство
"Ароматные яблоки" эпохи Возрождения
10 октября 2025
Редакция
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом