Интервью с Анастасией Червяковой, одной из выдающихся граверов Европы, чье мастерство отличается филигранной точностью и глубоким пониманием материала, ведет ювелирный фотограф Ольга Покровская (иллюстрации, сопровождающие эту статью, – результат ее виртуозной работы с оптикой и светом).
— В граверном искусстве женщина – явление, несомненно, редкое. Как вы пришли в эту профессию в столь молодом возрасте?
— Гравировка вошла в мою жизнь через друга. Друг ушел, но любовь к ремеслу, к этой тончайшей технике ручной обработки металла, осталась.
— Это призвание?
— Призвание, как и любое подлинное чувство, рождается через страдание и преодоление. Мне не дано легкости, я не обладаю врожденным талантом. Все, чего я достигла, – результат неустанного труда, кропотливой работы над каждым штрихом. Но мне необычайно везет на людей. Каждый мастер, с которым я сталкивалась, оставил свой след, бесценный вклад в мое становление. И да, я часто слышу: «Ты же — девочка». Кого-то это могло бы задеть, но меня — вдохновляет. Именно благодаря этому «ты же девочка» многие гуру гравировки охотно делятся своим опытом, открывают секреты ремесла.
— Как рождаются ваши эскизы? Они – плод вашего воображения или запросы заказчиков?
— Мое ремесло – это «дом» для моей души. Как любой дом, он требует постоянного ухода, обновления и, конечно, инвестиций. Первейшая инвестиция — это приобретение «холстов» высшего качества: резцов, штихелей, способных выдержать ювелирную точность исполнения. И безусловно, создание профессиональных эскизов – основа будущего произведения.
Сейчас я активно ищу художника, с которым смогу установить полное взаимопонимание и доверие. Ранее я создавала эскизы самостоятельно, не придавая им особого значения. Но со временем я осознала, что, повышая качество исполнения, необходимо поднять и художественную составляющую работы. И мне не стыдно признаться в этом. Каждый должен заниматься тем, что у него получается лучше всего.
— Расскажите о вашем первом самостоятельном изделии
— Моя первая работа была создана еще в студенческие годы, ведь я обучалась ювелирному делу. К гравировке пришла позже, осваивая ручные штихели. Именно с ними я познала «и кровь, и слезы». Безмерно рада, что прогресс не обошел стороной ювелирную сферу. Теперь я плачу не от физической усталости, а от эмоционального напряжения, от стремления довести каждую линию до совершенства. Станет ли это делом всей моей жизни? Не знаю, но очень хочу верить в это. Иначе как объяснить, что дело, которое не имеет будущего, отнимает столько сил?
— Чего бы вы хотели достичь в сфере гравировки?
— Я мечтаю делиться опытом, проводить обучение и передавать свои знания другим людям, простым «девочкам», — тем, кто только начинает свой путь в этом непростом, но прекрасном искусстве.