Читатели XVIII века — периода, когда жанр романа начал свой неудержимый рост — также хотели продемонстрировать свою любовь к любимым персонажам, одновременно демонстрируя свою чувствительность и причастность к массовой культуре.
Романы ирландского писателя Лоренса Стерна, которого сейчас больше всего помнят по юмористическому роману «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» , пользовались огромной популярностью по всей Европе. Сцены из его книг воспроизводились на картинах и гравюрах, на расписных табакерках и веерах, а также в виде камей для брошей, пряжек, колец и серёг.

Пряжки из яшмы, дизайн которых разработала леди Элизабет Темплтаун, изготовлены Джозайей Веджвудом около 1785 года, Англия. Музейные номера: 463-1890 и 464-1890. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Фигурки «Бедной Марии» и «Пастуха Бурбонне», изображённые на двух пластинах, изготовленных Веджвудом для пряжек на обуви или коленях, были основаны на романе Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» 1768 года, опубликованном за несколько недель до его смерти. Это был один из бестселлеров своего времени. Мэтью Кэри, почти современник Стерна, утверждал:
"Мало какое произведение, если вообще какое-либо, было встречено столь бурными аплодисментами, как «Сентиментальное путешествие». Тираж его был огромен. Оно произвело революцию в массовых вкусах". Мэтью Кэри, 1810
Эта популярность вдохновила на создание картин с изображением Марии, наиболее известной из которых стала «Мария из Мулине» Ангелики Кауфман 1779 года, а также на создание версий для таких художников, как Джозеф Райт и Чарльз Ландсир. Юная Мария встретила Йорика, главного героя книги, когда оплакивала своего покойного мужа, «сидя под тополем [...], облокотившись на колени [...] и склонив голову набок [...], одетая в белое». Обычно её изображали с маленькой собачкой Сильвио, символом верности, заменявшей ей её возлюбленного.

«Мария», картина маслом Чарльза Ландсира, около 1836 года, Великобритания. Музейный номер FA.104[O]. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Пастух лишь мельком появляется в тексте, описываясь как «самый грубый крестьянин, преодолевающий самые суровые горы», но он служит полезным контрастом к влюблённой Марии. Образы пастуха и пастушки апеллировали к романтической чувствительности, выступая в качестве тотемов более простой, живописной жизни. Известно, что французская королева Мария-Антуанетта даже наряжалась пастушкой, проводя время в своём версальском театре Малый Трианон. Сам Стерн посвятил свой роман «Тристрам Шенди» пастушку, сидящему со своей верной собакой, чтобы ввести «совершенно новый набор объектов в своё воображение» и тем самым дать «развлечение его страстным и томящимся от любви размышлениям».

Брошь, дизайн которой разработала леди Элизабет Темплтаун, изготовлена Джозайей Веджвудом и сыновьями около 1780–1800 годов, Англия. Музейный номер 414:1286-1885. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Джозайя Веджвуд использовал фигуры Пастушка и Марии в своих керамических камеях и предсказал, что они станут «престижным бизнесом». В конце 1770-х годов на бирмингемском заводе «Этрурия» он усовершенствовал рецептуру яшмовых изделий, создавая изящные, чётко вылепленные, белоснежные камеи на тонированном фоне, которые затем вставлялись в броши, кольца, ожерелья, пряжки для обуви и серьги. Во многих изделиях использовались модные неоклассические сюжеты с богами и богинями, в то время как другие изображали современных деятелей и политические события, такие как борьба за отмену рабства. Ряд камей, в том числе Марию и Пастуха, были созданы леди Темплтаун. Украшения Веджвуда часто вставлялись в резные стальные оправы, изготовленные его другом и коллегой-предпринимателем из Бирмингема Мэтью Болтоном.

Мадам герцогиня Орлеанская. Портрет Луизы Марии Аделаиды де Бурбон (1753–1821), картина Мари Элизабет Виже Лебрен, 1789 год. © Musée des beaux-arts de Marseille
Блестящие стальные оправы и красочные броши-камеи часто прикалывались к вырезу, талии или плечам светлых, мягко драпированных платьев и туник, вдохновлённых античными статуями. Накануне Французской революции 1789 года Мария Аделаида, герцогиня Орлеанская, была изображена Элизабет Виже-Лебрен в простом муслиновом платье с большой камеей «Бедная Мария» на талии, что свидетельствует о популярности книги при европейских дворах.

Деталь броши: «Мадам герцогиня Орлеанская, Портрет Луизы Марии Аделаиды де Бурбон (1753 – 1821), автор Мари Элизабет Виже Лебрен, 1789 год. © Musée des beaux-arts de Marseille
Марию Аделаиду описывали как «…с всегда меланхоличным выражением лица, которое ничто не могло исцелить. Она иногда улыбалась, но никогда не смеялась» . Хотя меланхолическая поза была модным приёмом для изображения, у неё были веские причины выглядеть грустной – она рассталась с мужем после личной и политической размолвки, а также лишилась права опеки над детьми. Возможно, именно это привлекло её к образу покинутой и скорбящей Марии?
Романтичная молодёжь стремилась отождествить себя с Марией и Йориком – леди Эмма Гамильтон, любовница адмирала Нельсона, как говорят, изобразила себя в образе Марии, а Нельсона – в образе её поклонника Йорика, на картине, вышитой вручную и хранящейся в коллекции Национального морского музея в Лондоне. Тем не менее, общество осознавало опасность чтения романов и развития чрезмерной романтической чувствительности. Этот страх был мягко высмеян Джейн Остин, которая позже использовала пристрастие своей героини Кэтрин Морланд к готическим романам для создания комического эффекта в «Нортенгерском аббатстве», что побудило неуемную фантазию Кэтрин обвинить своего хозяина в убийстве.

Мемориальная доска, созданная по эскизу леди Элизабет Темплтаун по образцу Уильяма Хэквуда, изготовлена на фабрике Джозайи Веджвуда, около 1785–1795 годов, Англия. Музейный номер 1521-1855. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Ношение на талии надписи «Бедная Мария» было элегантным модным решением, но жизнь не следовала за литературой — Эмма Гамильтон закончила свои дни в нищете, а придворная жизнь Марии Аделаиды была уничтожена яростью Французской революции...
