Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Китай и бриллианты: дракон снова приобретает влияние?

17 марта 2023
Эрез Ривлин

(idexonline.com) - Кажется, лучи восточного солнца наконец-то пробиваются сквозь тучи, которые нагнал COVID-19. Хорошие экономические новости появляются из всех уголков китайского гиганта. Это происходит как раз к началу Гонконгской выставки бриллиантов, драгоценных камней и жемчуга (The Hong Kong Diamond, Gem and Pearl Show), которая открывается в среду 1 марта. В тот же день Питер Хоскинс (Peter Hoskins), бизнес-обозреватель компании BBC, опубликовал более высокие, чем ожидалось, результаты китайского PMI (purchasing manager’s index), индекса менеджеров по закупкам в производственном секторе.

Это показатель экономических тенденций, представленный цифрой от 0 до 100. Ежемесячное значение выше 50 указывает на рост активности по сравнению с предыдущим месяцем. Ниже 50 - снижение.

BBC сообщила, что в феврале PMI вырос до 52,6 с 50,1 в январе - самого высокого месячного показателя с апреля 2012 года. Это явный признак того, что с окончанием локдауна, вызванного COVID, китайская экономика вернулась в прежнее русло. Для алмазной отрасли это означает, что в ближайшие месяцы спрос со стороны Китая, вероятно, возрастет.

Я разговаривал с Чирагом Шахом (Chirag Shah) незадолго до его отъезда на выставку в Гонконг. Он возглавляет Anita Diamonds, крупную фирму по торговле бриллиантами и одну из самых быстрорастущих компаний в сфере торговли бриллиантами за последние пять лет. Я спросил его, как спад в Китае повлиял на его бизнес, и его ответ отразил то, что чувствовали многие трейдеры, с которыми я разговаривал: «Мы возлагаем большие надежды на эту торговую выставку в частности и на возвращение китайских клиентов вообще. На самом деле, в 2019 году у нас были планы открыть офис в Гонконге, поэтому, конечно, мы отложили этот вопрос во время кризиса, вызванного коронавирусом. Но похоже, что кризис наконец-то позади, и мы можем пересмотреть планы относительно нашей деятельности в Китае».

Диамантеры и ювелиры являются мировыми экспертами в том, что «не все то золото, что блестит». Тот факт, что китайская экономика может снова засиять, как до коронавируса, не означает, что все риски ушли. При наблюдении за восточным гигантом необходимо учитывать три основных фактора: геополитику, идеологию и демографию. Все три фактора в некоторой степени будут оказывать влияние на китайскую экономику, а вместе с ней и на спрос на бриллианты.

В среду, 1 марта, Мэтт Поттингер (Matt Pottinger) из Гуверовского института дал интервью в программе Squawk Box телеканала CNBC. Бывший заместитель американского советника по национальной безопасности внимательно следил за выступлениями президента Си Цзиньпина, в которых он регулярно дает указания 95 миллионам членов Коммунистической партии Китая. Поттингер пришел к выводу, что президента Си Цзиньпина “не беспокоит рост китайской экономики, его беспокоит политическая консолидация власти”. Он также сказал: «Экономический рост, дальнейшая торговля с миром являются отдаленными приоритетами второго или третьего уровня для этого руководства. Он (президент Си Цзиньпин) занимается политикой, он занимается идеологией».

Посткоммунистические новые идеологии Китая и России имеют один фундаментальный общий знаменатель: противостояние либеральным демократиям и автократическому правлению. Два гигантских государства тесно сотрудничают, и оба оказывают большое влияние на алмазную отрасль. Одним из основных разрушительных сценариев будущего может стать вторжение Китая на Тайвань. Китай никогда не отказывался от своих претензий на эту территорию. Будем надеяться, что горькие и серьезные потери его российской «сестры по оружию» уменьшат аппетит китайского руководства к любым подобным шагам в ближайшем будущем.

Таким образом, китайская идеология и геополитика региона снизили шансы радикально удивить алмазную отрасль. С другой стороны, третий фактор, китайская демография, безусловно, повлияет на блестящее восстановление экономики Китая в долгосрочной перспективе. 16 января этого года газета New York Times сообщила, что население Индии, скорее всего, в этом году обгонит население Китая, которое составляет 1,41 миллиарда человек. Самое важное изменение - это не рост населения Индии. Это сокращение населения Китая. По данным издания NYT, Китай, наряду с Японией и Южной Кореей, имеет один из самых низких показателей рождаемости в мире. Старение населения, более высокие пенсионные и медицинские расходы, а также снижение числа молодежи, двигающей экономику вперед, в совокупности приводят к сокращению потребления в целом и, в частности, спроса на ювелирные изделия с бриллиантами.

Пока я писал эту статью, Шах из Anita Diamonds прибыл в Гонконг. В коротком звонке, после завершения двух дней выставки, он был настроен очень оптимистично: «Китайские клиенты вернулись, и для нас это пока очень хорошая выставка», - сказал он. Но израильский торговец бриллиантами, который также присутствует на выставке и специализируется на очень дорогих алмазах больших размеров, выразил гораздо меньше энтузиазма, заявив: «Большинство клиентов проявляют интерес к мелким и средним камням. У нас очень мало покупателей крупных камней». Активность производителей бриллиантов в Китае в прошлом месяце росла быстрее, чем когда-либо за последнее десятилетие. Но владельцам фабрик, покупающим более дорогие алмазы, возможно, придется еще немного подождать, чтобы насладиться плодами последних, но очень положительных экономических новостей.

Автор: Эрез Ривлин (Erez Rivlin) является аналитиком алмазного рынка и консультантом по добыче алмазов. Он был советником правительства России (министра Бычкова) по вопросам алмазов, а также советником президента Анголы душ Сантуша (dos Santos). erezrivlin@yahoo.com

Источник: Rough&Polished
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом