Алмазная промышленность все ждала, ждала и ждала, когда спрос в Китае восстановится.
Три года нулевой терпимости к Covid наконец-то закончились в декабре 2022 года, но долгожданного восстановления не последовало.
Наоборот, спрос на алмазы среди 1,4-миллиардного населения Китая снизился на целых 50 процентов в 2024 (по данным аналитика Пола Зимниски).
После десятилетия, когда страна была вторым по величине покупателем алмазов в мире (после США), теперь опустилась на третье, а обогнала ее Индия.
И едва ли найдется отчет какой-либо алмазной компании, или новость, отражающая спад алмазов, в которой Китай не упоминался бы как основная причина.
Ранее в этом месяце De Beers снизила свой прогноз по производству на 2025 год и заявила, что ожидает снижения балансовой стоимости компании из-за слабого спроса, особенно в Китае.
Chow Tai Fook, ювелирный гигант, имеющий 7500 магазинов по всему материковому Китаю, сообщил о 21-процентном падении стоимости розничных продаж за три месяца до 30 сентября 2024 года.
Luk Fook, имеющий более 3400 торговых точек, сообщил о 35-процентном падении продаж ювелирных изделий с бриллиантами в сопоставимых магазинах на материке в последнем квартале 2024 года.
А Tse Sui Luen Jewellery, которая сообщила об убытке в размере 48 миллионов долларов в сентябре прошлого года, ожидает гораздо большего в марте 2025, когда опубликует свои годовые результаты. Компания возлагает вину за слабый спрос на материковый Китай.
Так почему же Китай так впечатляюще не смог обеспечить восстановление, которого так широко ожидали?
Выращенные в лаборатории бриллианты являются частью истории, хотя правда в том, что они составляют не более 10 процентов доли рынка.
Страна пережила крах рынка недвижимости, рост ВВП замедлился, а количество браков, а также количество покупок обручальных колец с бриллиантами, падает уже на протяжении десятилетия.
I Do, китайский бренд бриллиантовых колец, подал заявление о банкротстве из-за падения спроса.
Инвесторы переключаются с бриллиантов на золото, которое в настоящее время растет в цене, и Дональд Трамп, как недавно избранный президент США, не терял времени, чтобы возобновить торговую войну между США и Китаем, введя пошлины на свой экспорт.
Но есть нечто очень особенное в Китае, что также является движущей силой спада алмазного рынка, фактор, отсутствующий в любой другой стране. И это стыд за роскошь.
Председатель Си Цзиньпин в последние месяцы активизировал свою кампанию, начатую еще в 2011 году, против демонстрации богатства.
Это часть более широкой инициативы «общего процветания», направленной на сокращение неравенства и препятствование показной демонстрации богатства.
Короче говоря, послание заключается в том, что если у вас "это"есть, не выставляйте его напоказ. А если у вас этого нет, не покупайте это.
Правительство борется с тем, что оно называет «поклонением деньгам» и «выставлением напоказ богатства» в стране, в которой проживает более 98 000 сверхбогатых людей (более 30 млн долларов) с огромными различиями в уровне благосостояния между крупными городами и огромными сельскими просторами.
Как таковых правовых ограничений нет, но Коммунистическая партия Китая (КПК), которая правит страной последние 75 лет, фактически контролирует все СМИ и посылает очень четкие сообщения.
Влиятельные лица социальных сетей, которые хвастаются своим роскошным образом жизни, были заблокированы на Douyin, китайской версии TikTok. И несмотря на реформы, которые позволили капиталистическим предприятиям процветать, КПК теперь продвигает старые добрые коммунистические идеалы низкого потребления и равенства.
Идеалы, которые могут соответствовать повестке дня КПК, но они не подходят для возрождения спроса на алмазы в Китае.