В своей дебютной статье для Solitaire аналитик по алмазам Ави Кравиц анализирует последствия введения пошлин США, исследуя, как эти меры создают новые препятствия и неопределенности для мировой торговли алмазами, в конечном итоге влияя на все: от цепочек поставок до настроений потребителей.
Мировая торговля алмазами вновь столкнулась с перебоями — на этот раз не из-за выращенных в лаборатории алмазов или ослабления спроса в Китае, а из-за торговой политики. 2 апреля президент Дональд Трамп объявил о введении 10%-ной пошлины на большинство товаров, импортируемых в США. Более высокие ответные пошлины для некоторых стран должны были последовать 9 апреля, но были приостановлены в последнюю минуту на 90 дней, что принесло кратковременное облегчение торговле алмазами и ювелирными изделиями.
Тем не менее, отрасль по-прежнему подвержена первоначальному повышению ставки на 10%, и это имеет далеко идущие последствия.
В течение недель до 2 апреля большинство разговоров о тарифах в алмазном мире казались далекими. Предполагалось, что другие отрасли — металлы, автомобили, электроника — примут на себя основной удар. Главной заботой ювелирного сектора было то, что инфляционное давление ослабит потребительские настроения и сократит дискреционные расходы.
Это остается основным риском. Здоровье американского потребителя, на которого приходится более половины мирового спроса на ювелирные изделия с бриллиантами, по-прежнему является самой важной переменной в отрасли. Если домохозяйства начнут ощущать давление из-за высоких цен на повседневные товары, это приведет к сокращению бюджетов на покупки предметов роскоши.
Требование, а не обязанности
Даже несмотря на то, что более высокие взаимные пошлины не вступили в силу, сама по себе угроза вызвала рябь в торговле. В результате, неделя с 2 по 9 апреля ознаменовалась лихорадочным толчком к отправке товаров, и цены на бриллианты подскочили, поскольку дилеры закладывали более высокие цены на импорт. Торговля, долгое время расстроенная застойными ценами, могла бы на короткое время приветствовать подъем — но он не был обусловлен ограничениями спроса или предложения. Это была чистая инфляция издержек.
И в этом заключается риск: если цены растут без изменения основ спроса и предложения, они вряд ли удержатся. Более высокие цены могут помочь производителям сохранить маржу, но без потребителя, готового тратить больше в рознице, сжатие просто сместится вниз по цепочке.
Даже до тарифной саги ювелиры среднего ценового сегмента испытывали трудности. Потребители тяготели либо к доступным вариантам, либо к дорогим изделиям, оставляя пустую середину. Тарифы, вероятно, усугубят эту тенденцию. Розничные торговцы могут попытаться переложить более высокие издержки, но в чувствительной к ценам среде это сложное предложение.
В результате мы, скорее всего, увидим дальнейшее раздвоение на ювелирном рынке США, при этом большая часть объемов будет смещаться в сторону люксового и бюджетного сегментов.
Долгосрочная выгода?
Это не значит, что тарифы изначально негативны. Сторонники утверждают, что они могли бы стимулировать производство в США, поощрять местные поставки и обеспечивать рычаги влияния в торговых переговорах.
Однако не стоит ожидать возрождения огранки алмазов в США. Индия по-прежнему доминирует в производстве, а центры обогащения на юге Африки продолжат привлекать инвестиции.
Где мы можем увидеть рост, так это на вторичном рынке США. Переработанные ювелирные изделия — бриллианты и золото, проданные в ломбарды и отполированные для перепродажи — это недооцененный ресурс. Тарифы могут повысить его значимость, особенно в связи с тем, что потребители ищут лучшую ценность, а розничные торговцы ищут альтернативные источники запасов.
Президент Трамп представил тарифы как краткосрочную боль ради долгосрочной выгоды. Здесь снова сторонники тарифов утверждают, что торговые переговоры в конечном итоге приведут к большему процветанию домохозяйств США, которые затем будут тратить больше на ювелирные изделия с бриллиантами.
Может быть, так оно и есть. Время покажет, окупится ли эта стратегия.
Однако на данный момент ситуация нестабильна и, вероятно, останется нестабильной в течение следующих нескольких месяцев, пока администрация ведет переговоры о новых взаимных ставках с отдельными странами. В этом заключается некоторый риск для торговли алмазами и ювелирными изделиями. Это может привести к различным структурам затрат в зависимости от источника поставок, если разные страны договорятся о разных пошлинах.
Апелляция об освобождении
Всемирный алмазный совет (WDC) призвал администрацию освободить природные алмазы от пошлин, предупредив об экономических последствиях.
Группа подчеркнула, что тарифы будут действовать как налог на потребление, повышая цены на обручальные кольца, подарки на годовщины и другие сентиментальные покупки. Учитывая, что на кону стоит ювелирная промышленность США стоимостью 91,5 млрд долларов и более 193 000 рабочих мест в розничной торговле, WDC утверждает, что рост цен может задушить спрос в деликатный момент.
«Розничные торговцы уже сообщают о проблемах с запасами», — отметил WDC. «Неопределенность начинает трансформироваться в более высокие цены для потребителей».
Назад к потребителю
Действительно, последние данные указывают на охлаждение потребительских настроений. Индекс потребительских настроений Conference Board упал на 7,9 пункта в апреле, вернувшись к уровню, который последний раз наблюдался во время пандемии. Ожидания относительно перспектив трудоустройства, условий ведения бизнеса и доходов домохозяйств снизились.
Национальная федерация розничной торговли прогнозирует, что рост розничной торговли замедлится до 2,7–3,7% в 2025 году по сравнению с 8,1% в 2024 году. Между тем, по данным Бюро экономического анализа, личное потребление ювелирных изделий и часов в США с поправкой на инфляцию сократилось на 5% в годовом исчислении до 89,7 млрд долларов в первом квартале.
Вот где нужно сосредоточиться. Тарифы могут изменить маржу и переупорядочить цепочки поставок, но они не изменят фундаментальную задачу, стоящую перед алмазной промышленностью: стимулирование потребительского спроса.
В ситуации, уже осложненной конкуренцией со стороны производителей выращенных в лаборатории алмазов, слабым китайским рынком и экономической неопределенностью, пошлины США добавляют еще один сдерживающий фактор.
Торговля должна продолжать отстаивать интересы природных алмазов — посредством повествования, инноваций и предоставления ценности. Рынки будут колебаться, а политика может измениться, но миссия остается: держать природные алмазы в центре внимания, чтобы вернуть сердца — и кошельки — потребителей — независимо от внешних экономических и геополитических факторов.
Ави Кравиц — основатель The Diamond Press , ведущий создатель контента и консультант в алмазной промышленности. Он широко известен своим проницательным анализом и повествованием, предлагая ясность как профессионалам отрасли, так и любопытным потребителям, ориентирующимся на сложном и развивающемся рынке. Смотрите больше работ Ави на www.thediamondpress.com