Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Директор Billiton Diamond Auctions Энтони Дир: Бифуркация между природными и синтетическими бриллиантами продолжится, и люди вернутся к природным камням

7 октября 2025
Федор Лисовой

Энтони Дир (Antony Dear) начал свою карьеру в алмазном бизнесе в 1991 году, став одним из сортировщиков алмазного сырья De Beers в Лондоне, а затем - одним из закупщиков алмазов для компании в различных странах Африки. В начале 2000-х годов он переехал в бельгийский Антверпен и начал сотрудничать с BHP Billiton Diamonds в продажах алмазного сырья, проводя аукционы и тендеры в качестве альтернативы традиционным сайтам.

В 2014 году Энтони присоединился к компании Grib Diamonds, дочернему предприятию «АГД Даймондс» из Архангельска, и помог алмазодобытчику внедрить ту же систему аукционов, которую ранее использовала BHP.

В 2023 году Энтони вместе с Джамалом Акхтаром (Jamal Akhtar) основал новую аукционную компанию Billiton Diamond Auctions. Она использует системы, аналогичные тем, которые были разработаны для его предыдущих клиентов из числа крупных производителей алмазов. Компания организует просмотры и продажи алмазов от имени горнодобывающих компаний и трейдеров в Дубае и Антверпене.

Деловые партнеры также разработали Preshys, систему управления складированными запасами драгоценных камней для горнодобывающих компаний, трейдеров и огранщиков.

Энтони имеет богатый опыт работы со всеми торговыми системами, существующими на сегодняшний день в алмазной отрасли, такими как сайты, торги по системе «window sale», тендеры, аукционы и партнерское взаимодействие в сфере огранки алмазов.

В эксклюзивном интервью для Rough&Polished Энтони Дир рассказывает о текущем состоянии алмазных аукционов и тендеров, делится своим мнением о прозрачности ценообразования и укреплении доверия в цепочке создания стоимости алмазов и бриллиантов.

 

De Beers внедрила систему сайтхолдеров в 1930-х годах, и с тех пор, как её монополия на алмазном рынке рухнула, было создано множество других систем торговли алмазами. Каково состояние алмазных аукционов в 2025 году?

Алмазные аукционы процветают: едва ли неделя проходит без крупных торгов в Дубае, Габороне или Антверпене, их организуют такие компании, как Bonas, Burgundy, Koin, TAGS, ODC, Stargems, Billiton - список длинный. Существует также сочетание различных типов аукционов: одни предпочитают статические тендеры, а другие (ODC, Burgundy, Billiton, Stargems) - динамические аукционы со встроенными эффективными механизмами ценообразования. В какой-то момент, вероятно, произойдет дальнейшее развитие торговых систем, и я ожидаю, что платформы начнут использовать возможности блокчейна и реальных активов, чтобы предложить клиентам более широкий доступ к растущему количеству криптовалютных кошельков по всему миру, по крайней мере, в бриллиантовом сегменте.

Совсем недавно соучредитель HB Antwerp Одед Мансори (Oded Mansori) заявил, что алмазодобытчики полагаются на системы тендеров и аукционов, которые выглядят эффективными на бумаге, но на практике непрозрачны. Каково ваше мнение об этом утверждении?

Ну, во-первых, он не выдвинул никаких аргументов, а скорее сделал некое заявление. Я усмехнулся про себя, читая это, и представил себя в оруэлловском мире, где «война - это мир, свобода - это рабство, невежество - это сила», а влиятельные люди выдают за истину факты, противоречащие реальности. Как может конкурентная, открытая и прозрачная торговая платформа, где цены известны всем, считаться более непрозрачной, чем закрытая, частная система продаж, где цены неизвестны? Не так давно, во второй половине 2020 года, производители алмазов понятия не имели, по каким ценам продавать свою продукцию, и тендерная и аукционная система вышла в лидеры: сначала в Антверпене, затем в Дубае и, наконец, в Габороне. Это вернуло рынку уверенность, и нормальная работа возобновилась, поскольку участники отрасли смогли увидеть, по каким ценам ведется торговля, и что бизнес работает. Но дело не только в прозрачности цен, но и в демократизации доступа к поставкам. На мой взгляд, ограничивать доступ к мировым алмазам только теми компаниями, которые соответствуют определенным критериям в рамках субъективной системы оценки, - это противоречит духу конкуренции.

Каковы, по вашему мнению, наилучшие практики для организаторов алмазных торгов?

Я считаю, что аукционные дома должны относиться ко всем своим клиентам на равных условиях. Коммуникация должна быть четкой и своевременной, а условия - краткими и понятными всем. Компания должна использовать системы для управления каждым процессом, чтобы обеспечить возможность аудита по всей своей цепочке создания стоимости.

Как ваш аукционный дом Billiton Diamond Auctions добивается прозрачности продаж? Насколько мне известно, Дубайский центр биржевых товаров (Dubai Multi Commodities Centre, DMCC) разработал Кодекс поведения Форума лучших практик на тендерах (Tender Best Practice Forum Code of Conduct), который приняла ваша компания. Какие инициативы по всему миру могут способствовать повышению стандартов в алмазной торговле?

Billiton проводит аукционы по принципу возрастания цены, при котором покупателям сообщаются начальные цены на каждый лот до начала торгов. Цены повышаются поэтапно, пока предложение не удовлетворит спрос. Схожий электронный формат аукционов используют Sotheby’s или Christie’s. Аукционист продолжает повышать цены до тех пор, пока не останется только один участник, который и выигрывает лот. На наших аукционах также применяется ценовое правило Викри (Vickrey pricing rule), согласно которому победитель торгов платит за лот ту сумму, которую назвал занявший второе место участник. Это позволяет участникам торгов избежать «проклятия победителя», которое возникает при выигрыше (по моему опыту с другими ценовыми форматами, победители всегда хотят узнать цену, которую готов был предложить следующий за ними участник торгов, чтобы убедиться, что они не переплатили). Этот тип аукциона также позволяет ознакомиться с ценами. Это дает участникам определенную уверенность в том, что их ставки соответствуют рыночным ценам, ведь обычно в нескольких раундах аукциона есть ряд других участников с похожими ставками, и в конце каждого раунда покупатели видят, что в торгах есть и другие участники (но не знают, кто именно). Этот метод используют ODC, Burgundy и некоторые другие компании, но, по сути, он позволяет увидеть, по какой цене продаются товары.

Объявление продажных цен - это то, что, по моему мнению, должно быть минимальным стандартом во всех аукционах. Я считаю неправильным просить покупателей делать ставки на лоты и при этом не показывать им цену, по которой они были проданы, если они проиграли ставку.

За последние несколько лет рынок природных алмазов столкнулся с различными потрясениями - от утраты рыночной доли в пользу синтетических алмазов до падения цен и таможенных войн. Как Billiton удается ориентироваться в этих сложных условиях?

Что ж, это, безусловно, непросто. Мы постарались изменить свою бизнес-модель и сохранить гибкость. Мы сосредоточились на разработке таких платформ, как www.preshys.com, чтобы помочь компаниям, занимающимся алмазами и драгоценными камнями, управлять своими запасами, устанавливать цены на свою продукцию и продавать её. Мы активно работаем с блокчейном, разрабатывая новые инструменты для продажи алмазов. Мы также изучаем рынок цветных драгоценных камней, который, в отличие от алмазов, до сих пор не пострадал от внешнего давления. Цены на рубины, сапфиры, изумруды, шпинель и некоторые виды турмалина («параиба») и граната («мандарин») значительно выросли за последние несколько лет, и признаков замедления роста не наблюдается. Более того, для большинства этих драгоценных камней уже более 100 лет существуют синтетические аналоги: у некоторых китайских поставщиков синтетические рубины и сапфиры можно купить менее чем за $10. Поэтому я верю, что бифуркация между природными и синтетическими алмазами и бриллиантами продолжится, в конечном итоге это пройдет, и люди массово вернутся к природным камням.

Произошли ли изменения в алмазной торговле из-за недавних тарифных войн? Изменились ли предпочтения покупателей алмазов?

Да, изменились. Те алмазы, которые менее подвержены влиянию стоимости труда за карат (крупные и более ценные камни), в некоторой степени сохранили свои цены или, по крайней мере, проблемы не затронули их так, как менее крупные и более дешевые камни. Цены на более мелкие алмазы обвалились из-за этой неопределенности с пошлинами.

Вы разработали систему управления складированными запасами для добытчиков, трейдеров и огранщиков драгоценных камней. Каковы преимущества использования такой системы в ювелирном бизнесе?

Любая компания, занимающаяся алмазным бизнесом, должна иметь систему для управления своими вложениями (приемкой товара), процессами трансформации (ценообразованием и торгами, или огранкой и производством готовой продукции) и продажами (выставлением счетов и личными данными клиентов). Такая система в 2025 году должна работать «в облаке», чтобы не подвергаться риску сбоя локального сервера. Кроме того, многие из компаний, занимающихся отслеживанием алмазов, могут легко написать простой API для автоматической передачи данных о «жизненном цикле» и трансформации камней из системы Preshys на любую используемую блокчейн-платформу. На розничном этапе этой цепочки создания стоимости будет требоваться все больше детальных данных, и от неё будет мало толку, если ваша система отслеживания будет охватывать только момент сборки партии в таблице Excel непосредственно перед аукционом.

В прошлом вы работали с Grib Diamonds (бельгийской «дочке» компании «АГД Даймондс» из Архангельска), которая попала под санкции США. С 2013 по 2024 год Центральноафриканская Республика находилась под эмбарго Кимберлийского процесса на экспорт алмазов. По вашему мнению, эффективны ли санкции против производителей алмазов и как они влияют на алмазную торговлю?

Что ж, в нашем случае санкции были очень эффективны: Grib прекратила всю торговлю в Антверпене, и теперь алмазы продаются в других местах. Но, полагаю, под «эффективностью» вы подразумеваете не это. Сейчас эти алмазы продаются в других юрисдикциях, поэтому санкции, вероятно, просто перемещают их в другое место, хотя, насколько я знаю, цены, которые там за них предлагаются, теперь значительно ниже рыночных.

Каков ваш прогноз относительно будущего алмазной отрасли? Есть ли признаки восстановления?

Сейчас трудно увидеть признаки восстановления отрасли. Крупный аукционный дом недавно объявил о проведении закрытого тендера, но затем дал понять, что сохранит на торгах высокие цены (и рынок воспринял их как нереалистично высокие), поэтому покупатели в ответ ничего не купили. Я считаю, что если вы хотите продавать товары на рынке, вы должны принимать рыночные цены. Если ваша стоимость выше, чем рынок готов заплатить, то ваша ошибка была при покупке, а не при продаже. Особенно если эти товары два года лежали у вас в сейфе без дела, потому что вы отказались понести небольшие убытки, полагая, что знаете рынок лучше. Примите убытки и двигайтесь дальше, в следующий раз постарайтесь быть лучше. Нам нужно научиться не сидеть сложа руки, добыча алмазов - это дорогостоящее производство, а затраты фиксированы, поэтому денежный поток должен быть постоянным и значительным.

Но да, я уверен, что ситуация изменится, а Индия и США смогут урегулировать свои разногласия и снизить пошлины. Проблема с синтетикой в ​​конечном итоге исчезнет, ​​поскольку цена на неё снизится до такой степени, что её будут воспринимать как бижутерию, а инвестиции в видовой маркетинг должны помочь нам в среднесрочной перспективе выйти из этого кризиса.

Источник: rough-polished.expert/
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом