(artribune.com) Искусственный интеллект, без сомнения, представляет собой технологию, которая со временем может произвести революцию в целых областях нашего существования. Однако, несмотря на свою внушительную и сложную природу, как и многие другие изобретения, разработанные за последние десятилетия, он выделяется одной особенностью: он не требует продвинутых технических навыков. Эта особенность была неверно истолкована: низкие барьеры для использования требуют (по крайней мере, в теории) развития других, чисто человеческих навыков и способностей.
Искусственный интеллект — это технология, требующая человеческого опыта
Первым навыком, необходимым для использования ИИ, является (или должна быть) нейропластичность – термин, обозначающий способность нашего мозга изменяться и формироваться посредством приобретения новых навыков. Это структурное измерение человечества, которое позволило нашему виду эволюционировать и которое вступает в противоречие с часто неправильным использованием новых инструментов ИИ. Достаточно сказать, что, когда мы спросили Gemini о потенциальных проблемах, с которыми может столкнуться человечество при использовании ИИ, одной из первых проблем, на которые обратили внимание, было злоупотребление когнитивным делегированием. Это
довольно интуитивный процесс, происходящий, когда мы используем ИИ для выполнения задач за нас, например, калькулятора или таблицы Excel. Риск заключается в том, что это удобный, простой и быстрый процесс и, как таковой, является последовательным выражением нашего времени, ориентированным на результат, а не на процесс. Действительно, именно анализ результатов вызывает опасения в отношении некоторых профессиональных категорий или попытки запретить его использование в школах или на рабочих местах.
Разница между искусственным интеллектом и другими технологиями
Однако существенное отличие заключается в том, что в отличие от других технологий, таких как калькуляторы, ИИ предоставляет пользователю новую информацию в процессе обработки ответа – возможность обучения, которую следует использовать в полной мере, но которой часто пренебрегают в угоду скорости и результатам. Таким образом, вместо того, чтобы использовать ИИ для обучения, он сводится к роли посредника между «коллективным» знанием (обучением на основе общих знаний и информации) и конкретным применением, например, написанием статьи, мнения или эссе. Это довольно распространённое поведение, которое в своём наиболее концептуальном аспекте представляет собой своего рода добровольное уничтожение: мы довольствуемся иллюзией знания, забывая о его важности для нашей жизни.
Музеи и искусственный интеллект — разные реальности, но часто обе воспринимаются пассивно
Совершив небольшой квантовый скачок, наше использование ИИ ничем не отличается от того, как большинство людей сейчас посещают музеи или, в более широком смысле, наслаждаются искусством и культурой. Мы пассивно получаем огромное количество информации, не активируя никаких процессов «приписывания» смысла с нашей стороны.
Проводя в среднем чуть больше нескольких секунд перед каждой картиной, мы создаём иллюзию того, что видели определённую коллекцию или выставку, хотя на самом деле мы просто посетили музей, а не его работы. Короче говоря, мы просматривали каталог лично, а не развивали свои знания, восприимчивость, вкус и эстетические навыки. Покинув музей, будет сложно вспомнить все увиденные работы; так же, как будет сложно вспомнить прокрученные в социальной сети ролики или фильмы, выброшенные на стриминговый сервис.
Когнитивное делегирование работает именно так: оно подразумевает использование искусственного интеллекта для развития обсуждения темы, о которой мы очень мало знаем, а затем тут же забываем о ней, не оставляя никакого следа в нашем сознании. Отличная картинка. Хороший ответ. Хороший пост. Хорошее изображение. Поехали!
Сознательное использование искусства как площадки для умственной тренировки разумного использования искусственного интеллекта
Таким образом, содействие осознанному использованию искусства может стать своего рода введением в осознанное усвоение содержания. Чтение стихотворения занимает меньше времени, чем его написание. Но время, необходимое для усвоения стихотворения, в большинстве случаев больше, чем оба эти процесса. Наслаждение картиной может занять несколько секунд. Однако в каждом мазке этой картины кроется возможность усвоить элементы, на понимание которых могут уйти дни, месяцы или годы. Процесс усвоения концептуального содержания порождает интеллектуальное и физическое удовлетворение. С другой стороны, простая фотография картины доставляет социальное удовольствие, которое, однако, более поверхностно и бессодержательно, чем интимное удовольствие от её внутреннего усвоения.
Важность саморазвития и самосовершенствования посредством творческой и культурной деятельности как противоядия от злоупотребления когнитивным делегированием
Те, кто регулярно и систематически посещает спортзал, помимо более развитой моторики, также приобретают проактивное отношение к действию и движению, что в целом положительно сказывается на теле и разуме; в отличие от тех, кто ведёт малоподвижный образ жизни. Те, кто играет на музыкальном инструменте, помимо приобретения технических навыков, учатся выражать свои чувства посредством нот и исследовать эмоции через музыку. Те, кто регулярно пишет, развивают мыслительный процесс, в рамках которого могут возникать неожиданные размышления.
Любое творческое и культурное самовыражение человека не только создаёт переносимый результат, но и запускает процесс личностного и индивидуального роста, для которого пока не разработаны портативные устройства.
Именно на этом результате следует сосредоточиться в первую очередь. Обучение этому аспекту может стать наиболее эффективным способом избежать злоупотребления ИИ, превратив когнитивное делегирование в процесс обучения. В конечном счёте, реальная угроза ИИ заключается в риске путать удовольствие со знанием.