Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

От торговых марок стран ЕАЭС к мировым ювелирным брендам. Дизайнеры или художники-ювелиры?

20 сентября 2024
Мария Ильина, Татьяна Пашутина

 

Ильина М.Ю.,
председатель Комитета по стратегии,
планированию, цифровизации
и «зонтичному бренду»
Евразийского ювелирного экспортного бюро, старший преподаватель факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Maria.ilyina02@gmail.com

Пашутина Т.В., заместитель директора Евразийского ювелирного экспортного бюро, наставник по развитию ювелирных брендов, куратор курса «Управление брендом украшений» в Fashion Factory School, приглашенный преподаватель China Academy of ART

 

 

 

Высоким потенциалом для развития сотрудничества стран ЕАЭС обладает ювелирная отрасль.

И это обусловлено не только гарантированно высоким качеством произведенных в Евразийском экономическом союзе (далее ЕАЭС) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, но и богатством культурных традиций народов Евразии. Ювелирная сфера демонстрирует возможности экономик, технологий и культуры нашего интеграционного объединения, а в условиях глобальной турбулентности используется в качестве его защитного актива.

Поэтому, как представляется, странам ЕАЭС следует уделить особое внимание данному направлению сотрудничества с акцентом на широкое развитие художественной составляющей ювелирного искусства.

Сегодня повестка ЕАЭС в ювелирной сфере включает два важных торгово-экономического направления развития отрасли — формирование полноценного внутреннего ювелирного рынка ЕАЭС для всеобъемлющей реализации его потенциала, а также наращивание экспорта евразийской ювелирной продукции на глобальном рынке.

Следует отметить, что по линии внутреннего рынка в ЕАЭС с 24 мая 2021 г. вступило в силу «Соглашение об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках ЕАЭС от 22 ноября 2021 г.». Данный документ позволяет создать условия для обеспечения свободного перемещения ювелирных изделий в странах ЕАЭС. Для участников евразийского ювелирного рынка будут созданы условия для взаимного признания пробирных клейм во взаимной торговле ювелирными изделиями, но об этом пока рано говорить, так как страны ЕАЭС должны привести свое национальное законодательство с правом ЕАЭС.

Что касается наращивания экспорта ювелирной продукции на рынки третьих стран, не входящих в ЕАЭС, то следует отметить, что в 2019 году премьер-министры пяти государств евразийской интеграционной «пятерки» (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России) утвердили План мероприятий по продвижению ювелирной продукции государств членов ЕАЭС на рынки третьих стран (далее —План мероприятий). Этот документ касается совместного выхода производимых в ЕАЭС ювелирных украшений на мировой рынок за счет кооперации отрасли, создания совместных брендов и учреждения Евразийского ювелирного экспортного бюро.

Мы конкурентоспособны на глобальном рынке благодаря нашему дизайну ювелирных изделий и гарантированному качеству драгоценных металлов и камней, но, к сожалению, доля отраслевого экспорта стран ЕАЭС скромна на глобальном рынке по сравнению с его импортом.

К настоящему времени в рамках ЕАЭС созданы экономические условия, одно направление по развитию и реализации высокохудожественной составляющей отрасли пока еще не находится в центре внимания евразийской ювелирной повестки, хотя такие попытки были предприняты в рамках реализации пунктов Плана мероприятий, в частности при подготовке Доклада о создании евразийских брендов в рамках ЕАЭС.

Конечно, есть ряд вопросов, к которым мы должны подойти с тщательным анализом и пристальным вниманием при развитии художественной составляющей ювелирной индустрии стран ЕАЭС. Речь идет о защите ювелирных изделий от копирования и недопущении плагиата с правовой точки зрения.

Защите интеллектуальной собственности уделяется большое внимание во всех сферах предпринимательской деятельности и в ювелирной индустрии, в частности. Мастерство великих ювелиров веками создавало культурный образ наших стран. В Российской Федерации в лице Минфина России проводится большая работа по созданию благоприятных условий для развития высокохудожественной составляющей ювелирного искусства. Регулятором уделяется пристальное внимание объединению ключевых составляющих ювелирной отрасли, демонстрирующих одновременно возможности экономик, технологий и культуры страны.

В апреле 2024 года подписано постановление Правительства Российской Федерации, которое определяет правила признания физического лица художником-ювелиром. Этот статус позволит дать мастерам возможность стать полноправными участниками рынка драгоценных камней и металлов.

Это расширит возможности мастеров для создания уникальных ювелирных изделий и внести вклад в ювелирное искусство. Решение о присвоении статуса принимается специальной комиссией, в состав которой войдут в том числе эксперты по культурным ценностям, аттестованные Минкультуры России.

Сегодня, дизайнерские марки представлены очень широко небольшими компаниями и частными умельцами. Это связано с тем, что стал востребован концептуальный дизайн, стало модно комбинировать несочетаемые материалы и модно делать украшения с определенным вызовом устоявшимся условностям и правилам.

Но перед тем, как предпринимать попытки развивать высокохудожественную составляющею ювелирной индустрии, следует все-таки определить понятия и разницу между художниками-ювелирами и дизайнерами. О такой разнице и особенности давно говорят в разных творческих кругах. Пока эксперты размышляют над ответом, профессиональное сообщество делится на два лагеря. Одни уверены, что дизайнер — всего лишь понятие. Которое должно ставить в рамки творческую натуру художника. Другие говорят, что художник думает о себе, дизайнер — о клиенте. Пока идут споры в академическом сообществе, ювелирная индустрия нуждается в профессионалах уже сегодня. Один из самых популярных запросов представителей ювелирного бизнеса —дизайнер ювелирных украшений.

Если говорить о Российской Федерации, то несмотря на работу и существование образовательных учреждений и курсов (академия ювелирного искусства Шароновых, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная имени А.Л. Штиглица, РГУ им. А.Н. Косыгина, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, курс о создании украшений в московской ВШЭ и ряд других курсов, выпускающих дизайнеров) фиксируется существенный кадровый голод. В рамках панельной отраслевой дискуссии Дальневосточного Креативного Форума «Создано на Дальнем Востоке», который прошёл в период с 1 по 3 августа 2024 года в Хабаровске, участники дискуссии отметили, что ювелирный бизнес сталкивается с низким уровнем твердых навыков выпускников, а также с отсутствием или недостаточно развитыми мягкими навыками.

Сегодня необходимо не просто уметь придумывать и разрабатывать ювелирные изделия, но и делать это в заданных рамках. Как оказалось, не каждый дизайнер имеет опыт работы с реальным техническим заданием, которое основано на ДНК бренда и включает определенные ограничения по себестоимости украшения. Следует отметить, что отдельная сложность — мягкие навыки. По словам представителей индустрии, художники часто пропадают и не укладываются в отведенные временные рамки. Как только ювелирный специалист выходит за двери учебного заведения, он сразу попадает в мир ограничений. Все вокруг ограничивает ту самую креативность, которая является сильной стороной специалистов стран евразийского пространства. Необходимо учитывать стоимость материалов, желания покупателя/заказчика и многое другое. Практически любой креативный, оригинальный дизайн в современных условиях становится дизайном с высоким уровнем риска.

Очевидно, в таких условиях не может родиться принципиально новый, креативный продукт, что, в свою очередь, приведет к стагнации на рынке, в связи с отсутствием нового. В этих условиях ВУЗы должны не только давать представление о дальнейшем процессе работы в условиях технического задания, но и поддерживать креативность, творческий дух в будущих специалистах индустрии.

Неограниченное творчество — это художник, а умение работать совместно с отделом маркетинга, учитывать интересы потребителя —дизайнер. Если говорить о сложностях в целом, то одна из причин пока еще достаточно слабой развитости условий для развития высокохудожественной составляющей ювелирной отрасли стран является ее абсолютной стихийности — в том, что у стран ЕАЭС без исключения нет на должном уровне программы и проектов по подготовке и развитию кадрового потенциала для ювелирных предприятий. Речь идет не только об арт-директорах, но и менеджменте.

Например, учреждения декоративно-прикладного искусства (им. Карла Фаберже или Колледж предпринимательства №11) готовят неплохих ремесленников, но они, как правило, не умеют создавать высокохудожественные образцы и эскизы. Выпускники же художественных училищ (РГУ им. Косыгина и Строгановского) хорошо рисуют, но с точки зрения ремесла их компетенций недостаточно.

С уходом из стана ЕАЭС, в частности с рынка Российской Федерации международных брендов для ювелиров стран ЕАЭС открывается большие возможности. Однако, к сожалению, в странах ЕАЭС пока отсутствует системы для выявления и развития талантливых дизайнеров украшений и художников-ювелиров. К примеру, в странах ЕАЭС без исключения отсутствуют музеи современного ювелирного искусства, нет даже ювелирной секции в Музеях декоративно-прикладного искусства.

Видится возможным, что внедрение культуры ювелирных галерей, евразийских конкурсной ювелирного мастерства, выставок украшений с полноценной образовательной программой помогут поспособствовать развитию художественной составляющей ювелирной индустрии.

В качестве первоочередных мер по стимулированию действующих и вновь создаваемых брендов стран ЕАЭС следует отметить такие важные направления, как разработка рекомендаций по внедрению единых образовательных стандартов в ювелирной сфере и подготовка на их основе инновационных образовательных программ, создания школ дизайнеров для подготовки арт-директоров, встраивания в глобальные тренды мирового ювелирного рынка. Учитывая, что вопросы образования находятся в сугубо национальной компетенции стран ЕАЭС и являются элементом культурного суверенитета каждой из стран, однако рекомендательный характер образовательных программ и стандартов позволит сформировать единое ведение бизнеса для появления и развития ювелирных брендов стран ЕАЭС.

В свою очередь, запуск евразийского ювелирного конкурса и евразийской выставки ювелирных изделий позволит продвигать и приумножить национальные коды ювелирных изделий стран ЕАЭС.

Источник: Русский Ювелир №2 2024
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом