Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

"Гильдия ювелиров России" опубликовала справку для СМИ по вопросу "подделок" на российском ювелирном рынке

7 октября 2025
Гильдия ювелиров России

 В ювелирной сфере, как и во всем обществе, каждый занимается своим делом. Ювелиры производят украшения, торговля их реализует, пробирная палата осуществляет надзор за рынком, правоохранители ловят нарушителей. А общественная организация Ассоциация «Гильдия ювелиров России» защищает интересы участников ювелирного рынка. Поэтому в ситуации, когда началась очередная массированная кампания по «очернению» ювелирной отрасли, мы не можем оставаться «молчунами».

   К сожалению, история кампаний «очернения» ювелиров имеет давние корни. Лет пять назад такие «наезды» служили обоснованием очередных ужесточений правил работы в отрасли, но постепенно они сошли на «нет».

   Нынешняя, очередная волна началась с программы «Специальный репортаж» на телеканале «Москва 24». Цель создания репортажа, вероятно, была благая – поддержать усилия Федеральной пробирной палаты по достижению полновесного исполнения ювелирными магазинами всех установленных правил работы на рынке. Тему ювелирных «подделок» быстро подхватили другие СМИ. 3 октября уже газета «Известия» опубликовала сенсационную статью «Блестяще: каждое пятое ювелирное украшение — подделка».

   Дело в том, что с 1 сентября этого года все ювелирные изделия в торговле должны иметь маркировку – такую крошечную меточку на поверхности украшения, представляющую собой DM-код, в котором зашифрован индивидуальный номер изделия. Эта маркировка представляет собой инструмент контроля государства за оборотом изделий и обеспечивает прослеживаемость движения товара в отраслевой электронной системе ГИИС ДМДК. Что, естественно, помогает государству в сборе налогов.

   И все те ювелирные изделия, которые находятся в торговле, по новым правилам до 1 сентября должны были быть повторно отвезены в пробирную палату на маркировку (хотя ранее они уже там были на опробовании и клеймении). Однако не все это сделали. Что, безусловно, есть нарушение установленного порядка, с которым нужно бороться, но это нарушение не может быть основанием для утверждений, что такие изделия «поддельные». Они просто оформлены не по установленным правилам.

   Подделок без кавычек в официальной ювелирной торговле (ювелирных магазинах, «островках» в торговых центрах) у нас нет или почти нет. Малые доли одного процента. Но есть встречающиеся, к сожалению, достаточно часто, нарушения установленного порядка реализации ювелирных изделий.

   В Ассоциации прекрасно понимают и, естественно, поддерживают, очевидную истину о том, что действующее законодательство, насколько оно ни было бы строгим, нужно соблюдать, как и нужно всем полновесно платить причитающиеся налоги. Но добиваться этих благих целей через огульное «очернение» всей отрасли, рассказывая о том, что, якобы, каждое пятое украшение в торговле – это подделка, считаем категорически недопустимым.

   Почему «очернение» ювелирной отрасли, наверное, понятно – такая подача информации неизбежно приведет к спаду спроса на ювелирные изделия со стороны населения. Тем более, что тему раскручивают не отраслевые и даже не деловые СМИ, а те, что обращены к населению!

   Кто при этом понесет ответственность за фактическую клевету на целую отрасль? Кто прикидывал возможные убытки государства от недополучения налогов, связанных с непроданными изделиями из-за таких вот кампаний?

   Да и о каких подделках может идти речь на российском ювелирном рынке, если государство создало специальную Федеральную службу (Федеральную пробирную палату), контролирующую весь оборот ювелирных изделий на рынке, затратило огромные средства на создание огромной информационной системы ГИИС ДМДК? Что, все напрасно, не помогает?

   На самом деле, помогает: российский ювелирный рынок сегодня «белый и пушистый». А то, что в ювелирной торговле не все своевременно исполнили требования законодательства и не успели промаркировать изделия, как этого требовалось – так это справедливая претензия в части административных правонарушений к этим участникам рынка, но она никак не может быть основанием для обвинения в реализации «подделок»!

P.S. Только за один день 3 октября 2025 г. сразу несколько российских СМИ (радиостанции «Бизнес FM», «Москва FM», «Sputnik» и др.) обратились в Ассоциацию за комментариями с примерно схожими вопросами: «почему так много на рынке подделок и можно ли сегодня покупать ювелирные изделия». Инфоповодом были вышеупомянутые телепрограмма и газетная статья, и тема «пошла в народ», подкашивая и без того не самые лучшие продажи…

Источник: Гильдия ювелиров России
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом