Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Александр Чамовских: ювелирный бизнес - один из самых эстетичных и ресурсных

7 октября 2025
Галина Семенова для Rough&Polished

Александр Чамовских – основатель и владелец ювелирного Дома CHAMOVSKIKH, председатель Гильдии Ювелиров Урала.

Создал в 1996 году в Екатеринбурге ювелирную компанию, которая входит в Топ-10 лучших ювелирных брендов России по версии информационно-аналитического агентства «РосЮвелирЭксперт», клуба «Российская ювелирная торговля» и Junwex.

Автор запатентованных технологий и ювелирных механизмов.

Сформировал крупнейший в России актив уникальных драгоценных камней и коллекционных самоцветов.

Имеет профессиональные и правительственные награды, в том числе от Министерства финансов РФ «За трудолюбие и искусство».

В 2025 году ЮД CHAMOVSKIKH представлял достижения ювелирной отрасли страны на Московском финансовом форуме, международной выставке ИННОПРОМ; 2024 году - на российско-китайском ЭКСПО в Харбине, Петербургском международном экономическом форуме и других событиях федерального и мирового масштаба.

В настоящее время CHAMOVSKIKH — это премиальный ювелирный бренд с собственным высокотехнологичным производством полного цикла. В структуру ювелирного дома входят дизайн-студия, лаборатория инновационных технологий, производственная линия по созданию премиальных сувениров и дипломатических подарков, а также фирменные бутики в Екатеринбурге и Москве.

Александр Чамовских рассказал Rough&Polished о том, что необходимо для создания бренда, о ситуации на ювелирном рынке и деятельности возглавляемой им Гильдии Ювелиров Урала.

 

Как вы пришли в ювелирную отрасль?

Это произошло 30 лет назад. Получив экономическое образование, я занялся собственным бизнесом, и спустя несколько лет сконцентрировал свое внимание на ювелирном деле. Началось все с того, что я решил сделать предложение своей невесте и искал платиновое кольцо с превосходным бриллиантом. Подобного украшения в салонах эпохи 90-х годов найти было невозможно. Тогда я обратился к знакомому ювелиру, который создал кольцо по индивидуальному заказу. Он первым сказал, что мне нужно заниматься ювелирным производством. Так и получилось. Мне был очевиден дефицит, а точнее, полное отсутствие в стране украшений премиального уровня. И это несмотря на богатые ювелирные традиции России, которые были утеряны после революции 1917 года. Чтобы изменить ситуацию, я решил создать современное высокотехнологичное производство полного цикла. Вся эта история — не просто дело случая, как может показаться. В Екатеринбурге, где я родился, живу и работаю, любовь к редким драгоценным камням и украшениям передается генетически. Здесь знают, как, усваивая традиции, развиваться дальше, чтобы возродить высокое ювелирное искусство России.

Что прежде всего отличает вашу компанию от других уральских, российских и мировых ювелирных предприятий?

Так сложилось, что все ювелирные компании на Урале разные и работают в своих нишах. Мы дополняем друг друга, потому что у каждого свое лицо, свой стиль, свой дизайн. Самое важное, что мы конкурируем не друг с другом, а с мировым рынком. Наша задача — показать внутреннему потребителю, что российский продукт — качественный, интересный, многогранный. И в то же время мы должны выходить на внешний экспорт.

Chamovskikh_sep25_1.jpg

В будущем году исполнится 30 лет, как существует ваша компания. Все ли запланированное получилось?

Двадцать или десять лет назад, в силу исторических обстоятельств, мы не строили планов на далекое будущее, потому что происходили непредвиденные ситуации: финансовые кризисы, пандемия, политический вопрос с Крымом и так далее. Но, конечно, у нас есть план развития компании, как на федеральном, так и международном уровнях, несмотря на то, что реальные события его постоянно корректируют. В целом мы считаем, что динамично развиваемся и показываем хорошие результаты.

Чем вы больше всего гордитесь?

Гордость мы ощущаем за реализацию культурно-исторических проектов, прославляющих страну. Например, в 2024 году наши ювелиры воссоздали историческую драгоценность – брошь с аквамарином — свадебный подарок императора Николая Второго будущей императрице Александре Федоровне. Эта инициатива была приурочена к 130-летию венчания царской четы. Мы рады, что историческая справедливость восторжествовала, и современная интерпретация вывезенного из страны украшения передана в Гохран России. Другой уникальный проект – ювелирная коллекция «Петергоф», которая по своему масштабу, концептуальности и искусному исполнению не имеет мировых аналогов. Сейчас коллекция входит в состав постоянной экспозиции Государственного музея-заповедника Петергоф.

brooch_sep25.jpg

Насколько важен бренд? Что необходимо для создания бренда?

Создание бренда это очень сложный, дорогостоящий и долгий процесс. Нужно постоянно работать над его продвижением, но в первую очередь — над уровнем продукта и сервиса. Это большие вложения в рекрутинг, продакшн и пост-продакшн, маркетинг и PR. Огромное влияние на продвижение оказывают коллаборации.

Что является главным для создания бренда?

В конечном итоге, самое важное для бренда – это репутация, честный и качественный продукт.

Chamovskikh_sep25_3.jpg

Какие методы, технологии вы используете для его продвижения?

Мы используем все известные инструменты продвижения, но главное, повторюсь, внутренняя работа над совершенствованием продукта и сервиса. Украшения CHAMOVSKIKH достаточно дорогие. Мы показываем клиентам то, из чего складывается стоимость. Люди должны понимать, что они, совершая покупку, за нее не переплачивают.

Пару лет назад вы говорили, что экономический кризис и вся ситуация в мире на пользу ювелирному рынку в России. Так ли это? Что-то изменилось – в худшую или лучшую сторону?

Ушли бренды и, действительно, создавшийся дефицит продукции в целом способствовал развитию ювелирной отрасли в стране. Если посмотреть статистику, то оборот ювелирных изделий в рублевом эквиваленте вырос за последний год на 25,6%. Понятно, что этому способствовало и повышение до рекордных максимумов стоимости золота, но и в принципе спрос был очень хороший. Сейчас ситуация немного стабилизировалась, «горячий» сезон спал. Мы считаем, что это происходит из-за высокой ключевой ставки и выгодных депозитов. Люди просто откладывают покупки, чтобы заработать деньги на вкладах. Охлаждение бизнеса происходит во многих направлениях, не только в ювелирной отрасли. Но мы уверены, что после снижения ключевой ставки рынок снова оживится и работы будет больше.

В чем заключаются ваши обязанности как председателя Гильдии ювелиров Урала?

Гильдия ювелиров Урала совместно с Гильдией ювелиров России обсуждают с Министерством Финансов, Пробирной палатой и другими государственными структурами вопросы систематизации и усовершенствования правил ведения ювелирного бизнеса. Не то, чтобы это меняло законодательство, но в ходе диалога происходит улучшение многих процессов. Мы принимаем непосредственное участие в обсуждении различных вопросов и вносим свои предложения.

К примеру, как Гильдия ювелиров Урала мы взаимодействуем с органами местного самоуправления, Уральской Пробирной палатой. И моя задача состоит в том, чтобы все члены Гильдии чувствовали себя на рынке комфортно, чтобы было меньше конкурентной борьбы, но максимум эффекта для завоевания российского рынка с последующим выходом на мировой. Потому что только сообща мы сможем конкурировать на международном рынке с брендами, которые имеют длительную историю и известные имена.

Какие ближайшие цели и задачи у Гильдии в настоящее время? Какие главные проблемы у отечественной ювелирной отрасли и как они решаются?

На днях у меня была zoom-встреча с Гильдией ювелиров России, на которой обсуждался важный вопрос, а именно - экспорт продукции на мировой рынок. Сейчас существует ряд препятствий для оперативного участия в международных ювелирных выставках, поэтому необходимо оптимизировать таможенные отношения. Для Объединенных Арабских Эмиратов были отменены пошлины на ввоз ювелирных украшений в Россию. В связи с этим мы стали менее конкурентоспособными, так как драгоценные камни и расходные материалы, которые мы закупаем с пошлинами, из ОАЭ поступают без пошлины и продаются дороже. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы быть с арабскими странами как минимум в равных условиях — работаем над отменой пошлин на ввозимые в Россию материалы, комплектующие и оборудование.

Chamovskikh_sep25_4.jpg

Каковы ваши прогнозы относительно перспектив российского и мирового ювелирного рынка?

Ювелирная отрасль и само ювелирное искусство очень консервативны. Они базируются на многовековой любви к драгоценным камням и металлам, культуре, традициям. Ювелирный бизнес — один из самых эстетичных и ресурсных, поскольку мы создаем предметы, которые дарят людям положительные эмоции, напоминают о важных событиях, помогают сохранить и приумножить капитал. Это гарантирует дальнейшее развитие отрасли. Мы видим положительную динамику, и я уверен, что эта тенденция продолжится.

Источник: rough-polished.expert
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом