Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

С 1 января ювелирные изделия можно будет брать в прокат?

10 декабря 2020
Редакция

Сейчас в Российской Федерации действует порядок, исключающий возможность возврата в ювелирный магазин изделий надлежащего качества. Эта норма содержится в главе VII. «Особенности продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней» правил продажи некоторых товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1998 года.

Но с 1 января 2021 года этот документ утрачивает силу!

На смену упомянутым правилам должен прийти документ, проект которого находится в стадии обсуждения. Впрочем, не факт, что новые правила успеют принять, и что они вступят в силу до января 2021 года. Но если это произойдёт, то ювелирные магазины окажутся бесплатными «пунктами проката» ювелирных изделий. В случае свадеб, дней рождений, иных торжеств, такая услуга будет востребована. Другое дело, что при подобных обстоятельствах магазинам придётся её оказывать не по собственной воле. И здесь возникает множество вопросов. Например, получит ли продавец изделие назад с тем же бриллиантом, с которым продавал?

Проект постановления "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об оценке регулирующего воздействия

на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26(1) [consultantplus://offline/ref=CBA08EE99C2022DE71ADFECAE9577BE72075799551A3462E21629B24CE791004B53157828517DCAFT4f9P Правил] проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (далее соответственно – проект акта, Правила), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее – разработчик), и сообщает следующее.

Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/09-20/00107773).

Проект акта направлен разработчиком для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия впервые.

Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта

(далее – сводный отчет) в период с 1 по 21 сентября 2020 года.

Замечания и предложения, полученные в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета, были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений.

По результатам рассмотрения представленных для подготовки настоящего заключения материалов установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9–23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полной мере.

В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в период с 8 по 15 октября 2020 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования (справка прилагается).

Проект акта разработан во исполнение пункта 4 плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 г. № 4714п-П36.

Целью реализации механизма «регуляторной гильотины» является формирование современной, адекватной требованиям времени и технологического развития, эффективной системы регулирования в соответствующей сфере общественных отношений, основанной на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении до приемлемого уровня в том числе путем выбора адекватных способов воздействия на риски и установления таких обязательных требований, которые в наибольшей степени влияют на предотвращение негативных последствий реализации этих рисков[1].

Во исполнение указанного поручения разработчиком предлагается установить новые правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи взамен ранее установленных постановлениями Правительства Российской Федерации

от 21 июля 1997 г. № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»; от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»; от 6 июня 1998 г. № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами»; от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».

I. С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проектируемому регулированию и рисков его введения для субъектов предпринимательской деятельности.

1. Положениями проекта акта устанавливаются требования по совершению подготовительных операций в торговом зале.

Обращаем внимание, что законодательством Российской Федерации

не определено понятие «торговый зал». Например, не представляется возможным сделать вывод, является ли зона выдачи заказов, сделанных через интернет, «торговым залом».

2. Пунктом 4 Правил предлагается установить, что «в случае продажи продавцом товара, подлежащего измерению, за исключением продажи товара дистанционным способом, для проверки потребителем правильности цены, меры

и веса приобретенного товара в месте продажи на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование, находящееся в исправном состоянии и прошедшее метрологическую поверку».

Понятие «доступное место» является оценочным, проектом акта

не определены критерии, на основании которых может быть сделан однозначный вывод о доступности/не доступности места установления оборудования. Представляется необходимым конкретизировать указанное требование либо исключить его из пункта 4 Правил.

Аналогичное замечание к пункту 15 Правил.

3. Пунктом 7 Правил предлагается установить, что при осуществлении розничной торговли в месте нахождения потребителя вне торговых объектов путем непосредственного ознакомления потребителя с товаром: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее – разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров без упаковки (за исключением продукции растениеводства, реализуемой вразвес, а также иной продукции, отпускаемой в тару потребителя), лекарственных препаратов (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации), медицинских изделий, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, оружия и патронов к нему. При этом при осуществлении такой разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) представителя продавца, а также сведений о продавце.

3.1. В соответствии со статьей 2 технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 769 (далее – ТР ТС 005/2011) под упаковкой понимается изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции, а под потребительской упаковкой – упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю.

В целях невведения избыточных требований для субъектов предпринимательской деятельности считаем целесообразным привести терминологию в соответствии со статьей 2 ТР РС 005/2011, заменив слова «без упаковки» на слова «без потребительской упаковки».

3.2. Обращаем внимание, что положениями проекта акта не определено, какие именно «сведения о продавце» должны быть указаны в личной карточке продавца.

Кроме того, Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части уточнения требований к организации и осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке» были исключены положения устанавливающие требования о наличии карточки продавца, а также к информации, содержащейся в такой карточке.

В отсутствии обоснования предлагаемого регулирования считаем целесообразным исключить требование о наличии «личных карточек».

4. Абзацем вторым пункта 8 Правил определяется требование, согласно которому в случае доставки крупногабаритного товара силами потребителя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство потребителя, за исключением случаев, когда транспортное средство потребителя не соответствует необходимым требованиям для транспортировки крупногабаритного товара.

Из положений проекта акта не представляется возможным определить, каким «требованиям для транспортировки крупногабаритного товара» должно соответствовать транспортное средство потребителя, чтобы продавец мог беспрепятственно погрузить приобретенный потребителем товар. Кроме того, законодательством Российской Федерации не установлены параметры, по которым тот или иной товар можно было бы отнести к крупногабаритному.

5. В соответствии с пунктом 9 Правил в случае поступления претензии потребителя продавец обязан направить потребителю ответ по существу

его требований.

При этом согласно пункту 18 Правил при осуществлении дистанционной торговли продавец, владелец агрегатора обязан сообщить потребителю информацию о порядке, форме и способах направления претензий, а в случае, если указанная информация не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.

Ни положениями проекта акта, ни Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) не определен механизм направления претензии и ответа на нее при осуществлении торговли в торговых объектах. Кроме того, не установлены сроки ответа на такую претензию.

Учитывая, что нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены) является основанием для проведения внеплановой проверки[2], отсутствие однозначности в данных процессах может привести к избыточной административной нагрузке и финансовым затратам, связанным с проведением проверок.

6. В соответствии с пунктом 12 Правил продавец, владелец агрегатора информации о товарах (далее – владелец агрегатора) вправе предоставить потребителю возможность непосредственно ознакомиться с приобретенным товаром до его передачи потребителю.

При этом согласно пункту 1 Правил владелец агрегатора не является участником общественных отношений, затрагиваемых проектом акта.

Согласно преамбуле к Закону № 2300-1 владельцем агрегатора является организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара, заключить с продавцом договор купли-продажи, а также произвести предварительную оплату указанного товара путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Таким образом, владелец агрегатора не обладает правом владения на товар.

Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным исключить владельцев агрегаторов из пунктов 12, 14, 15, 18, 20, 22 Правил, регламентирующих требования правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи дистанционным способом.

7. Пунктом 19 Правил устанавливаются требования об указании определенной информации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении продажи дистанционным способом.

Вместе с тем исходя из редакции указанного пункта Правил не представляется возможным сделать вывод о том, где именно такая информация должна быть указана.

Кроме того, положения Правил не учитывают, что продажу товаров дистанционным способом могут также осуществлять самозанятые граждане

без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

8. В соответствии с пунктом 20 Правил продавец, владелец агрегатора вправе представлять информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей, в электронной форме.

Однако механизм предоставления указанной информации положениями проекта акта не установлен. Кроме того, считаем целесообразным уточнить, в каких случаях должна быть представлена такая информация, чтобы исключить

Источник: agjr.ru
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом