Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Альянс между производителем сырья в нашей стране и производителем бриллиантов просто неизбежен и необходим

16 октября 2018
Редакция

Альянс между производителем сырья в нашей стране и производителем бриллиантов просто неизбежен и необходим

Из чего складывается доходность огранки? Что это за профессия – инженер по обработке алмазов? Сколько времени уходит на то, чтобы стать огранщиком? Как работает ограночная фабрика? «Русская огранка» - она жива? Lightbox от компании De Beers – это что и зачем? Почему бриллианты вызывают нервозность у банков? Какие признаки указывают на «алмазный пузырь» на рынке? Об этом и многом другом в интервью агентству Rough&Polished рассказывает Максим Шкадов, генеральный директор производственного объединения «Кристалл», старейшего и крупнейшего в России предприятия по производству бриллиантов.

Расскажите, с какими производственными результатами подходит смоленский «Кристалл» к концу 2018 года?

В принципе у нас достаточно неплохое полугодие получилось по всем показателям, включая рост продаж готовой продукции на 30% по сравнению с прошлым годом. Выросли и продажи через Интернет как бриллиантов, так и ювелирных изделий. Этот рост был обусловлен тем, что в первом полугодии спрос на готовую продукцию на рынке был неплохим и, в частности, на продукцию именно высокого качества в секторе, в котором мы работаем. Замедление рынка началось в июле, как и предполагалось, в связи с чем результаты третьего квартала несколько повлияли на эту общую картину, и мы с тревогой ожидаем результатов четвертого квартала, потому что ситуация на рынке на сегодняшний день очень неоднозначная.

Здесь нужно учесть, что 2017 год был для нас просто катастрофическим - была отменена экспортная пошлина на алмазы, что привело к резкому удорожанию сырья для российских компаний; произошел резкий скачок укрепления курса национальной валюты, а также упал спрос на бриллианты и снизились на них цены. Эти три фактора, конечно, очень сильно ударили по бизнесу.

В 2018 году налицо определенный подъем, но, повторюсь, мы все еще с тревогой смотрим на четвертый квартал.

На доходность огранки влияют многие факторы - стоимость сырья, рабочей силы, издержки производства, цены на рынке и так далее. Какие из них сказываются на прибыли «Кристалла» больше всего?

Цены на сырье однозначно, потому что цена на сырье - основная составляющая, которая заложена в стоимость будущего бриллианта. Стоимость кредитования - это во вторую очередь. Ну и стоимость рабочей силы и прочих издержек - это в третью очередь. Определяющей является стоимость сырья, а стоимость сырья определяется не только ценой за карат, она определяется многими факторами - и ассортиментом того сырья, который предлагает добытчик, и его комплектацией, и его сортировкой, и его качественным и количественным составом, и его цветом, наличием флуоресценции в каждом боксе. Эта куча факторов делает алмазное сырье достаточно уникальным материалом среди других сырьевых материалов, поскольку оно не является однородным продуктом, который можно было бы привести к единому ценовому знаменателю. Поэтому каждая компания формирует у себя свою политику определения цены.

Если говорить о стоимости кредитования, то здесь важно понимать, что сам процесс обработки, продажи готовой продукции, наличие стока для эффективной торговли - это все финансово емкие вещи, и стоимость привлечения кредитов или использование собственных средств сильно влияют на доходность бизнеса.

Стоимость рабочей силы очень сильно зависит от того или иного региона. Даже в России мы видим разницу в стоимости затрат по Москве, по Якутии, по Дальнему Востоку, по средней части страны - стоимость затрат в них сильно отличается. Причем отличия существуют не только в стоимости, но и в части специализации, квалификации, опыта.

Какой минимальный размер камней «Кристаллу» выгодно гранить? И какой средний вес у бриллиантов, относящихся к категории основной продукции предприятия?

На сегодняшний день технология выстроена таким образом, что минимального порога никто не устанавливает. Главное здесь - расчет инженера-технолога, который вкладывает всю идею добавленной стоимости в будущий бриллиант. Необработанных камней практически не остается - все камни обрабатываются. Бокс тщательно оценивается специалистами на этапе отбора, когда его предлагают к приобретению. После покупки с ним начинают работать с учетом запросов рынка, наличия спроса на ту или иную продукцию. Безусловно, какая-то часть, если она сегодня не востребована, будет отложена и будет ждать своего часа. Какая-то часть может быть перепродана, если на сегодняшний день ее обрабатывать не эффективно, либо она обрабатывается с участием компаний-партнеров. Но, как правило, камни обрабатываются практически все.

На сегодняшний день основной поток продукции, который сложился для нашего предприятия, да и для российского рынка, это камни весом от двадцати соток и выше. И соответственно объем сырья и его ассортимент обрабатывается на уровне два-три грейнера и вверх. Но основу составляет сырье весовых групп четыре-шесть грейнеров, ну и соответственно достаточно большое количество камней от карата и выше.

Как технологи «Кристалла» сейчас оценивают стандарт «Русская огранка»? Чему отдается предпочтение – весу камня или игре света в камне?

Сейчас в полупрофессиональной среде бытует достаточно расхожее заблуждение, согласно которому высокое качество советской огранки достигалось за счет потерь в массе бриллианта, в выходе годного, хотя это практиковалось лишь на начальных этапах становления технологии в далекие 1970-80-е годы.

В реальности же это давно уже не происходит. На сегодняшний день любой технолог учитывает более сотни параметров при планировании бриллиантов. Технология настолько шагнула вперед, что в помощь технологу работают системы компьютерной разметки, которые выдают массу различных вариантов огранки камня, исходя из требований рынка. Все-таки как ни крути, все определяет рынок. К сожалению, нужно сказать, что понятие «Русская огранка» размылось и перекочевало в другой разряд, который классифицируется как Triple Excellent и определяется стандартами Геммологического института Америки, являясь ныне основным для рынка.

Когда технолог принимает решение, он, естественно, смотрит на ряд параметров, которые можно вписать в камень. Он дает задание компьютеру, он изучает камень с точки зрения формы, внутренних включений. Ведь задача технологии состояла в том, чтобы залезть внутрь алмаза, практически на уровень его кристаллической решетки, что и было решено рядом приборов, которые сегодня работают. Затем, используя высокоточную аппаратуру, наносятся риски на камень, которые помогают в его дальнейшей обработке.

Но при планировании учитываются параметры, диктуемые рынком. И это самый интересный момент. На каждый параметр существует своя цена. У нас работа выглядит следующим образом. На «Кристалле» управление ценой будущего бриллианта происходит через внутреннюю систему прейскуранта, который меняется достаточно часто. Если рынок резко меняется, то он может меняться чуть ли не каждые десять дней - собственно, как и прейскурант Рапапорта. Управляет этим отдел продаж, и происходит это оперативно через внутреннюю программу с выходом по сети на все компьютеры, в результате чего и разметочный компьютер, и технолог получают уже готовую базу камня, имеющего свою цену на рынке.

В связи с этим задача наших продавцов состоит в том, чтобы очень быстро, тщательно и скрупулезно отслеживать цены на рынке, которые затем транслируются в производственные задания.

Судя по тому, что Вы рассказываете, «Кристалл» располагает наиболее оперативной информацией по текущему ценообразованию на рынке, качество которой выше, чем у сырьевых компаний, зондирующих рынок через свои ограночные подразделения. Вы делитесь этой информацией с кем-нибудь?

А ее никто не запрашивает. Объясню даже почему. Проблема в том, что алмазы и бриллианты живут по своим законам, которые друг с другом абсолютно не пересекаются. Это серьезная проблема для нашего рынка, таящая в себе, по нашему мнению, бомбу замедленного действия, которая в какой-то момент может очень сильно хлопнуть, да так, что рынку не поздоровится. Складывающаяся сейчас картина похожа на кризис 2008 года, но она скрыта в многочисленных стоках. И свидетельства тому мы получаем, в частности, из Индии, где происходят частые банкротства компаний. На рынке сырье торгуется по своим законам. Каждая компания предлагает свою систему продажи сырья, которое она добывает. Это объяснимо, потому что добывается разнообразная продукция, которую надо привести в какой-то удобоваримый для клиента вид. При этом бывает, что какие-то сырьевые позиции оказываются на рынке в дефиците, и тогда цена на алмазы начинают обгонять цены на бриллианты, иногда значительно. Надо понимать, что это спекулятивный тренд и рано или поздно он либо исчезнет, либо будет накапливаться в виде убытков в отрасли в следующем ее сегменте у тех, кто держит стоки сырья. Это и представляет собой бомбу замедленного действия. Поэтому и банки, понимая, что в этом заключается серьезный риск, начали из отрасли активно уходить. И ныне мы видим, что отрасль финансируют исключительно индийские деньги, что представляет собой достаточно большую опасность.

Чем качественнее сырье, тем прибыльнее готовая продукция. Насколько «Кристалл» обеспечен таким сырьем и где вы его берете?

У нас заключено новое соглашение с компанией АЛРОСА с учетом всех наших предыдущих пожеланий и с учетом решений по «дорожной карте» правительства Российской Федерации. Это соглашение значительно отличается от предыдущего. Объем поставок сырья был согласован с точки зрения специализации российского рынка, и сегодня мы сырьем обеспечены и никаких вопросов у нас не возникает. Кроме того, существует вторичный рынок, на котором, если есть необходимость можно какие-то позиции добрать.

Как повлиял выход из строя рудника «Мир» на ассортимент закупаемого вами сырья у компании АЛРОСА?

Мы знаем, что рудник «Мир» давал один из самых высококачественных типов сырья. На сегодняшний день компания АЛРОСА, видимо, используя наличие собственного стока, с этой проблемой справляется, выдавая боле или менее ровные по составу боксы. Но сказать, что рудник «Мир» значительно повлиял на ассортимент, нельзя.

Мы также активно работаем через наше подразделение в Антверпене, и наши специалисты принимают участие практически во всех тендерах. Кроме того, через брокерскую систему в том же Антверпене мы можем приобретать практически любое сырье, которого нам не хватает. Просто в последнее время нет такой необходимости.

С De Beers у нас сложилась картина не очень интересная, поскольку политика этой компании, которая в свое время была направлена на выдавливание из своих клиентов последних соков, привела к тому, что мы были вынуждены отказаться от покупки сайтов. Будучи государственной компанией, мы не имеем права идти на чрезмерные риски, и мы им официально об этом заявили. Они перевели нас в статус, так сказать, сайтхолдеров второго круга.

Что касается других добывающих компаний, то они предлагают свою продукцию на тендерах, и мы в этих тендерах принимаем участие.

Разговоры об объединении в том или ином виде смоленского «Кристалла» с компанией АЛРОСА ведутся уже некоторое время. Насколько это сегодня реально и что это даст той и другой компании, если такое случится?

Сразу хочу оговориться, что это вопросы, не к нам, а к собственнику, каковым является Российская Федерация, так что с точки зрения процедуры и всего остального здесь нечего комментировать. Единственно, что могу сказать, это то, что есть постановление правительства, которое говорит о том, что перспектива такого объединения налицо. С точки зрения того, надо это или не надо, на эту тему возникает много мнений, зачастую диаметрально противоположных. Мое мнение заключается в том, что в том или ином виде альянс между производителем сырья в нашей стране и производителем бриллиантов просто неизбежен и необходим. Во-первых, это следует из установок экономической политики правительства и президента по глубокой переработке природных ресурсов. Во-вторых, мы имеем 55-летний опыт работы по переработке этих ресурсов, а главное по созданию самого производства, которое было реализовано в Советском Союзе с той же задачей: перерабатывать собственные ресурсы. В-третьих, с рыночной точки зрения, та ниша, которую сейчас занимают наши коллеги из Индии, весьма активно расширяется и начинает ими контролироваться. И чтобы получить свой собственный независимый выход на рынок, на конечного потребителя, дабы через собственную систему продаж четко понимать все, что происходит по всему алмазопроводу, добывающая компания этот канал должна иметь. Это рыночная необходимость. Объясню почему.

В первую очередь, та игра, которую ведут наши коллеги из Индии, крайне опасна, потому что она напоминает финансовую пирамиду. С другой стороны, не надо забывать, что активное проникновение на рынок параллельного продукта в виде синтетических алмазов и сделанных из них бриллиантов - это серьезный вызов всему рынку и будущему бриллиантов. Кроме того, в нашей отрасли, к сожалению, достаточно серьезно не ведется маркетинговая работа по оценке и отслеживанию предпочтений нынешних покупателей и, самое главное, не моделируются предпочтения будущих поколений покупателей. Между тем мода на бриллианты, мода на красивые изделия с бриллиантами, мода на прозрачность поставок этих бриллиантов - все это очень скоро выйдет на другой качественный уровень, и на рынке закрепятся те, кто этой системой будет обладать.

Прошло уже некоторое время после создания Евразийского алмазного центра во Владивостоке, где среди прочего создано и производство по огранке алмазов. Являясь руководителем старейшего и крупнейшего в стране ограночного предприятия, насколько успешным Вы считаете этот проект?

Если говорить о том, что на Дальнем Востоке реализуются программы масштабного производства бриллиантов, то нужно понимать, что это не только станки. Это в первую очередь очень мощная кадровая подготовка. Технологически обработка алмазов настолько далеко шагнула вперед, что для работы на используемых в производстве сложнейших компьютерных системах нужны соответственно высококвалифицированные кадры, а также солидный опыт по обработке камней. Ведь скрупулёзнейшая работа по подготовке камня для огранщика - это основа всей обрабатывающей промышленности. Если не организовать все должным образом, огранщик ничего не сделает. У нас нигде не готовят технологов по огранке алмазов, нет даже такой специальности, кроме одного вуза - смоленского филиала Московского энергетического института, который в свое время при активном содействии смоленского завода «Кристалл» ввел специальность инженера по алмазообработке. Такой специалист обучается там на кафедре оптической электроники и после этого специализируется на нашем предприятии. Мы в свое время через эту кафедру пропустили весь свой технологический состав. Решение этой кадровой задачи позволило нам иметь запас должным образом подготовленного персонала на период в 15 лет.

'''А сколько времени требуется выпускнику института, чтобы он обрел уверенные производстве

Источник: rough-polished.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом