Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Рожденные в Якутии. Человек с крепким внутренним стержнем

5 октября 2020
Редакция

Рожденные в Якутии. Человек с крепким внутренним стержнем

В августе этого года Василию Власову исполнилось 75 лет. Зная в целом критичное отношение людей к тем, кто руководил республикой в достопамятные 90-е годы, мы, признаться, были удивлены очень позитивным отношением наших читателей к личности Власова: в комментариях на портале к информации о его юбилее о нем писали, например, "Едва ли не единственный честный человек в верхушке якутской власти", "Самый скромный человек, который был в верхушке местной власти", "Человек истинно служил государству. Не опускался до интриг и межнациональных склок", "Настоящий человек, Мужчина!" и другое, все были единодушны в оценке его личности.

Василий Михайлович в годы его руководства республикой действительно запомнился как очень спокойный и волевой человек, которого, казалось, трудно вывести из равновесия. О таких людях говорят, что они с крепким внутренним стержнем.

Карьер "Айхал", 2018 г.

Прошли уже многие десятилетия с тех пор, когда закладывались основы его воспитания в несколько необычной семье и формирования как личности, когда ему надо было принимать решения, чувствуя при этом большую личную ответственность за республику, и захотелось узнать, как, в прошлом мархинскому парню, видится сегодня то прекрасное далеко.

- Василий Михайлович, вы родились в Малой Мархе в большой семье. Но сначала расскажите, пожалуйста, о своих родителях, ведь ваша мама, Ульяна Андреевна, была из семьи старообрядцев, а папа, Михаил Алексеевич, красноармейцем. Сомневаюсь, что такой брак одобрили родители Ульяны Андреевны, ведь у старообрядцев, были на этот счет жесткие правила. О чем гласит семейная легенда или быль?

- Действительно, родился я в победном в 1945 году в августе в крестьянской семье Власовых в Малой Мархе, недалеко от Якутска.

Мама моя была из семьи русских старожилов Ивановых, прабабушка которых, староверка Афанасея, была сослана в Якутию из Ярославской губернии в 1848 году. В Якутск она прибыла беременной, муж её на этапе заболел и умер, похоронен где-то на сибирском тракте.

В начале XX века правнук Афанасеи Андрей Иванов обвенчался с девушкой Пелагеей из старообрядческой семьи Фёдоровых из села Павловского, что на реке Лене. Кстати, Фёдоровы появились в Якутии также в середине XIX века будучи переселенными из Забайкалья.

В семье Андрея и Пелагеи Ивановых было одиннадцать детей, все они родились, выросли в Малой Мархе. Второй в семье в 1908 году родилась моя мама Ульяна Андреевна.

Дед Андрей Николаевич, бабушка Пелагея Никифоровна Ивановы и прабабушка Мария (во втором ряду слева) с детьми Сергеем, Петром, Алексеем, Антоном, Иваном, Василием, Ириной, Надеждой, Таисией, 1931 г.

- Что осталось в вашей памяти о дедушке и бабушке, традициях старообрядцев? Храните ли вы что-либо в память о родственниках по этой линии?

- Мой дед по материнской линии был крепким, хозяйственным русским мужиком, воспитывал своих детей в труде и вере. Бабушка была очень набожной, в красном углу избы всегда горели лампады и светились иконы, читались молитвы. Все их дети - Татьяна, Ульяна, Антон, Сергей, Пётр, Алексей, Надежда, Ирина, Таисия, Василий, Иван – отличались крестьянским упорством и сильным характером.

По архивным данным и по земельной переписи 1917 года, в хозяйстве великоросса-старожила Иванова Андрея Николаевича значились четыре душевых надела. В хозяйстве у них имелись как средства труда и существования пять лошадей, четыре коровы, урожай хлеба. С ними жил брат Андрея Илья Николаевич.

Мой отец, Власов Михаил Алексеевич, в семье мы называли его «тятей», родился в 1901 году в Тамбовской губернии, в Борисоглебском уезде в деревне Ростоши. Это село возникло в первой половине 18 века, сначала это была небольшая деревня, затем с 1781 года, после постройки здесь церкви, стала селом. В 1871 году построена каменная церковь Рождества Богородицы. Сейчас это село административно находится на территории Эртильского муниципального района Воронежской области, после административных реформ 20-30-х гг. двадцатого века.

В 1920 году Михаил был мобилизован в Красную Армию, в Омский артиллерийский полк. Затем с боями прошёл Иркутскую губернию, весной 1922 года в составе Ленской военной флотилии прибыл и воевал в Якутии артиллеристом. 10 июня 1924 года демобилизовался из Красной Армии, остался жить в Малой Мархе и начал крестьянствовать на земле. Был беспартийным всю жизнь.

Нашему рождению предшествовала романтическая история любви юной девушки Ульяны из семьи староверов Ивановых из Малой Мархи и красноармейца Михаила Алексеевича Власова, оказавшегося волей судьбы в Малой Мархе. Человека другой веры семья Ивановых принять отказалась. И красноармеец с помощью своих друзей ночью устроил побег своей возлюбленной, которая вылезла через окно и запрыгнула в телегу, навстречу своему счастью.

Молодые обвенчались в июле 1924 года в церкви, однако перед этим Михаил принял старую веру своей будущей жены. До 1933 года они занимались единоличным хозяйством, затем вступили в ТОЗ[товарищество по обработке земли], затем в колхоз. В любви и согласии прожили по 83 года, вырастили шесть детей. Михаил Алексеевич был председателем колхоза «Красный Восток» в Малой Мархе, затем звеньевым в совхозе «Якутский». Ульяна Андреевна работала дояркой и пекла хлеб для колхозников, сначала в колхозе «Красный Восток», затем в совхозе «Якутский».

Дед и бабушка Ивановы так и не признали молодую семью, хотя и жили в одной деревне, трудились в одном колхозе. Особенно непримиримым был дед Андрей Николаевич, бабушка же иногда тайком от него угощала моих старших сестёр, своих внучек, пирожками. И только незадолго до своей смерти, в 1945 году, после моего рождения, дед впервые переступил порог дома своей дочери, признав тем самым спустя 21 год семью Власовых и подержав на руках своего внука Ваську.

Уже в 2000-е годы к оригинальному снимку семьи Ивановых (вверху) я добавил фото своих родителей.

В силу своего малолетства, я, конечно, не помню деда Андрея, так же, как и не знал деда по отцовской линии Алексея Михайловича, который с 1929 года и до своей смерти, в 1943 году, жил в нашей семье в Малой Мархе. Но помню рассказы бабушки Пелагеи Никифоровны о своем муже, о их жизни, которая прошла в крестьянском труде, о воспитании детей в любви, об уважительном отношении друг к другу, общинности.

Дед Алексей Михайлович Власов (сидит крайний справа) с семьей Марфы Провоторовой, сестры отца, 1929 г.

Дед не курил, не сквернословил, очень редко, по праздникам, позволял себе выпить стакан браги, детей своих держал в строгости, прививал детям любовь к ближнему, честность, трудолюбие, умение в любом деле опираться на свои силы. Когда я подрос, часто бывал в бабушкином доме, который в те годы был крайним в Малой Мархе, со стороны Эверстовой заимки. Хорошо помню кухню, разделенную на две части русской печью: одна часть готовочная и обеденная, другая – молельная, в этой же части молилась и спала прабабушка Мария.

По рассказам бабушки и мамы, в 1922 году дед позволял красноармейцам занимать чердак их дома, где они располагались с пулемётом, отбивая наскоки белых при их атаках на Марху и Якутск. В это же время и познакомились Ульяна Иванова и Михаил Власов.

Наша прабабушка Мария и прадедушка Николай Ивановы имели пятерых детей: Макара, Агрофену, Елену, Илью и Андрея. Все они жили в Малой Мархе, занимались крестьянским трудом, Макар пошел затем по военной стезе, воевал в первую мировую войну офицером, затем в белой армии и погиб в конце гражданской войны. Прадед Николай был призван на фронт в годы Первой мировой войны и погиб. Прабабушка Мария служила в молодости в няньках в семье купца Кушнарева в селе Павловском, прожила 96 лет.

Моя мать, Ульяна Андреевна, обладала твердым характером, верила в Бога, была лидером по своей натуре. Она на весь колхоз пекла хлеба, работала дояркой в колхозе, а затем и в совхозе и уже в то время достигла высокого рубежа – надаивала по 5 тысяч литров молока с каждой коровы.

Отец, с момента образования ТОЗа, а затем колхоза «Красный Восток» до его преобразования в совхоз в 1957 году, работал его председателем в Малой Мархе, был умелым организатором и крепким хозяйственником, бессменным депутатом сельсовета с 1936 года.

Михаил Алексеевич и Ульяна Андреевна прожили достойную жизнь, до преклонных лет работали на полях и фермах. Их уважали односельчане, к ним часто приезжали якуты из соседних наслегов и вели обстоятельные разговоры на родном языке. Власовы были награждены несколькими почетными грамотами Президиума Верховного Совета ЯАССР, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». В браке они прожили 60 лет. Семья стала гарантом положительной репутации детей.

В разговорах со стариками, ветеранами Малой Мархи, все они отмечали умелое ведение хозяйства в колхозе Михаилом Алексеевичем Власовым. Несмотря на жесткие требования райкома, райисполкома сдавать все излишки хлеба, картофеля, молока, он каким-то образом умудрялся не оставить своих колхозников без хлеба, без муки.

Все они говорили, что в годы войны голод обошёл Малую Марху стороной. При этом колхоз «Красный Восток» увеличивал свои поставки государству. Например, в 1950 году 53 колхозника заработали 21 785 трудодней. Хозяйство крепло: посеяли пшеницы на 412 га, картофеля посадили на 15 га, кормовые корнеплоды – на 12 га, скосили 456 тонн сена, заготовили 1 500 тонн силоса, произвели 8 348 кг мяса, надоили 81 169 литров молока, собрали 305 кг шерсти. Количество овец грубошерстных достигло 369 голов. Неделимый фонд возрос до 596 192 рублей.

Мама истово верила в Бога, строго соблюдала все посты, и мы вместе с ней, вела успешно домашнее хозяйство. Мы, достигнув теперь её возраста, поражаемся, как она это всё успевала делать: на колхозной (совхозной) ферме содержать и доить 14 коров, приготовить и накормить свою скотину (как правило, двух коров, бычка, свинью, кур), накормить семью, держать огород, ухаживать за детьми, внуками, правнуками.

Помню, с каким нетерпением мы ждали пасху, когда после великого поста можно было вволю поесть всяких вкусностей. При этом мы должны были отслужить дома праздничную молитву.

Тятя регулярно возил маму в Якутск в старообрядческий молельный дом, где она молилась Богу. При этом в нашей семье странным образом уживался компромисс набожных родителей и атеистов-детей, приходящих домой из школы сначала с пионерским галстуком, затем с комсомольским значком. Но мы все – старшие сестры, брат Лев, младшая сестренка Аннушка и я – очень бережно относились к старой вере наших родителей, особенно мамы. Помню, как она мне неоднократно говорила: «Попомни мои слова, сынок, вернется вера в Россию». Так и случилось, но уже после того, как родители покинули этот мир: тятя в 1984 году, мама – в 1990 году. Все дети Власовых крещенные, и я в том числе. В моем командировочном чемодане всегда лежит молитва, написанная рукой мамы в 1980 году, в которой просит Бога, чтобы он оберегал меня.

- Как сложилась судьба ваших сестер и брата?

- Мария, 1928 года рождения, медик-педиатр, прожила 90 лет; Евгения, 1929 года рождения, финансист, - 79 лет; брат Лев, 1935 года рождения, геодезист, - 62 года, перенес тяжелый инсульт. Все они покинули этот мир. Другая старшая сестра, Елена, 1932 года рождения, трудилась в энергетике республики, сейчас на пенсии. Младшая сестра Анна, 1948 года рождения, также находится на пенсии, трудилась в торговле.

На снимке справа: с младшей сестрой Аней.

- Что произошло со старообрядцами из Мархи? Они, в основном, уехали из Якутии или ассимилировались с местным населением?

- Их потомки продолжают жить в Мархе, Якутске, других поселениях Якутии. В Якутске сегодня действует старообрядческая церковь, в которой мне довелось побывать не один раз. Конечно, в те далекие годы после Указа о веротерпимости от апреля 1905 года многие уехали из Якутии, но Якутская старообрядческая община существует.

- Вы родились практически сразу после войны – в августе 1945 года. Каким было ваше послевоенное детство?

- В детские годы я сильно болел, до шести лет был немым, изъяснялся жестами, и все эти годы мама упрямо боролась за моё здоровье. В это время моя старшая сестра Мария училась в медучилище, и мама проштудировала все её конспекты, применяла полученные таким образом знания, занимаясь моим лечением, младшей сестры Анны и внуков. Мы, полушутя, полусерьёзно называли маму профессором медицинских наук. Наша с Наташей старшая дочь Елена во многом унаследовала бабушкины подходы к ведению семьи, своему здоровью и здоровью детей, а младшая дочь Ольга стала врачом.

- Слышала такое выражение «мы мархинские ребята». Что оно означает для вас? Малая и Большая Марха - в чем между ними была разница? Дружила ли молодежь этих двух поселений (практически, конечно, одного) между собой или были, скажем так, какие-то противоречия?

- По всей видимости, наши семейные ценности властно требовали какого-то проявления в повседневной ребячьей жизни. Был заводилой маломархинских пацанов; у нас были штаб, устав и знамя, которое я укрепил на крыше нашего дома, несмотря на добродушное ворчание тяти по этому поводу. В мархинской школе, в которой учился по восьмой класс, я был заместителем председателя пионерской дружины, в жатайской средней школе – секретарем объединённой комсомольской организации.

Маломархинская пацанва в те годы регулярно дралась с большемархинской, однако в жизни мы, конечно, больше дружили. Тогда в Большой Мархе работал клуб, где были всякие кружки, мы активно увлекались спортом. Мой любимый вид – лыжные гонки; также неплохо я выступал на соревнованиях по легкой атлетике. Помню, с какой радостью бегал на финских лыжах, которые мне помог приобрести Михалёв Михаил Дмитриевич, школьный учитель физкультуры, муж моей старшей сестры Марии. Кстати, другая моя старшая сестра - Евгения - в те годы была чемпионкой ЯАССР в беге на 100 и 200 метров.

Скажу так, что нам, мархинцам, было радостно жить в своей деревне, было чем заниматься в свободное время. Мы, маломархинские парни и девчата, своими силами соорудили в Малой Мархе стадион с футбольным и волейбольным полем, беговой дорожкой и круговой лаптой. Неплохой стадион, на котором проходили соревнования по разным видам спорта в рамках Якутского района, сделали ребята и в Большой Мархе. Летом мы все трудились в колхозе на сенокосе, затем помогали матерям на ферме. Я, например, научился доить коров.

- Почему ваш выбор пал именно на Иркутский политехнический институт и вы, парень из Мархи, вдруг решили посвятить себя горному делу. Кто-то повлиял на ваш выбор профессии?

- У нас в Малой Махре в те годы базировалась крупная геодезическая экспедиция, которая вела съёмку будущих алмазных провинций на западе Якутии. Этот коллектив, конечно, оказал очень важное влияние на многих из нас.

Заканчивая Жатайскую школу в 1963 году, я долго не размышлял по поводу своей будущей профессии. У меня перед глазами много лет была нелегкая жизнь моих родственников геодезистов и геологов: брата Ль

Источник: 1sn.ru
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом