Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

До восстановления Китая еще далеко

22 декабря 2022
Джошуа Фридман

(RAPAPORT) 7 декабря правительство Китая объявило, что ослабляет свою давнюю политику «нулевой Covid». После сообщения в алмазной отрасли появились ожидания восстановления продаж. Цепочка блокировок в течение многих месяцев сказывалась на мировом спросе, особенно на изделия весом от 0,30 до 1 карата, популярные на материке.

Реальность оказалась другой, во всяком случае пока. Сообщается, что случаи заражения коронавирусом вновь резко возросли. 17 декабря главный эксперт по эпидемиологии Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний сообщил на конференции в Пекине, что этой зимой страна столкнулась с тремя волнами Covid-19. Школы в Шанхае перешли в режим онлайн на фоне роста числа инфекций.

«Мы ожидали, что Китай откроется в ближайшие пару недель», — говорит Эфраим Цион, основатель гонконгской компании Dehres, поставщика высококачественных бриллиантов, драгоценных камней и ювелирных изделий. «Но я не думаю, что это произойдет, потому что темпы вспышек инфекции там настолько серьезны и настолько широко распространены, что это действительно тормозит открытие страны».

Спроса почти нет, добавляет Зион, который занимается в основном крупными камнями. «Кое-где, если есть помолвка, то все равно покупают», — отмечает он. «Но в остальном, для других целей, чтобы купить более крупные вещи с бриллиантами от 2 до 10 каратов — активности почти нет».

Тихие торговые центры

Комментаторы говорят, что правительство хочет, чтобы как можно больше населения заразилось вирусом и выработало коллективный иммунитет, чтобы страна могла двигаться дальше. 

«Люди не ходят в офис, а все торговые центры пусты, — рассказывает корреспонденту Rapaport News президент шанхайского представительства драгоценных камней и консалтинговой фирмы Skywalk Global Чен Шен. «Это, вероятно, [будет продолжаться] до китайского Нового года [22 января]».

Потребители не просто не хотят идти в магазины — там нет и основного спроса, добавляет он. «Все поглощены [ситуацией] Covid-19», — объясняет Шен. «Покупка подарка — это нечто особенное. Я не думаю, что это сейчас у людей на уме».

По словам отраслевого аналитика Джулиуса Чжэна, который также живет в Шанхае и является владельцем компании Polaris Jewelry & Service Company, там, где люди покупают, спрос, как правило, приходится на золотые украшения и более мелкие бриллианты по более низкой цене.

«Цены на ювелирные изделия с бриллиантами какое-то время останутся без изменений, прежде чем снова подорожают», — прогнозирует Чжэн. «Но в долгосрочной перспективе ситуация улучшится. В ближайшие несколько месяцев все будет немного хаотично».

Риши Мундра, управляющий директор гонконгского производителя и трейдера бриллиантов Stellar Group HK также ожидает, что в предстоящий новогодний период основное внимание будет уделяться изделиям, предлагаемым по более низким ценам. На ноябрьской международной ювелирной выставке JMA в Гонконге, организованной Гонконгской ассоциацией производителей ювелирных изделий, «большинство продаваемых изделий стоили от 400 до 1000 долларов», отмечает Мундра.

«Мы видим это и в Китае, просто потому, что… товары с более низкими ценами более доступны для обычного потребителя», — говорит он. По его словам, это подстегнуло спрос на мелкие бриллианты с чистотой SI1 и ниже.

Влияние на производителей

Заказы из Китая значительно ниже допандемического уровня, говорит Випул Сутария, директор по продажам и маркетингу индийского производителя бриллиантов Dharmanandan Diamonds, крупного поставщика бриллиантов на материк. В декабре спрос немного вырос, но это неизбежный эффект приближающегося лунного фестиваля.

Сутария говорит, что бриллианты весом 0,30 карата и более чистоты VS являются основным направлением в продажах в условиях ограниченного спроса. Возможно, как это ни парадоксально, более высокие цвета — от D до G — превосходят более низкие сорта, потому что недавнее снижение цен на бриллианты побудило розничных продавцов искать лучший товар за свои деньги, объясняет он.

Между тем, производство в индийском алмазодобывающем городе Сурат, которое в течение нескольких месяцев было низким, продолжает оставаться на этом низком уровне, поскольку гранильные фирмы ждут, как будет развиваться ситуация, добавляет Сутария.

Небольшие ожидания

Слабая китайская экономика и отсутствие располагаемого дохода означают, что неудовлетворенного спроса не так много, как можно было бы ожидать в торговле, предупреждает Мундра из Stellar Group.

«Я не думаю, что люди будут тратить лишние деньги на предметы роскоши, такие как драгоценности и бриллианты, — говорит Мундра. «Но если у нас будут такие же продажи [к китайскому Новому году], как и в прошлом году, то, по крайней мере, это станет начальной платформой для остальной части года».

Сион Дереса более уверен в себе. «Если… темпы вспышки будут контролироваться, пройдет не так много времени, прежде чем мы увидим [положительные] эффекты», — прогнозирует дилер. «Я думаю, [будет] хороший бизнес, потому что [потребители] давно ничего не покупали. И я верю, что как только ситуация с Covid-19 стабилизируется, все станет лучше».

С положительной стороны, китайское правительство концентрируется на поддержке экономики в наступающем году, говорит Шэнь из Skywalk. Он теоретизирует, что само время изменения политики в отношении Covid-19 согласуется с этим: влияние ожидаемого закрытия фабрик и отсутствия рабочих — по мере того, как все больше людей заражаются вирусом — будет минимальным, потому что в любом случае это сезон фестивалей.

Прогнозы на первый квартал

Дилеры надеются, что рынок улучшится перед выставками ювелирных изделий, которые проводит  Совет по развитию торговли Гонконга (HKTDC), которые пройдут с 1 по 5 марта 2023 года в Гонконгском выставочном центре в районе Ван Чай. Они объясняют, что к тому времени достаточное количество людей приобретет иммунитет, чтобы материк встал на путь восстановления.

Важным фактором является граница между Китаем и Гонконгом, которая остается частично закрытой. По сообщениям СМИ, полное открытие может произойти в январе. 

Согласно большинству оценок, в краткосрочной перспективе предстоящий китайский Новый год, скорее всего, приведет к снижению продаж ювелирных изделий по сравнению с 2022 годом. «Многие люди… будут прятаться дома во время праздников», — говорит Винсент Ю, директор гонконгской компании Brilliant Trading Company, занимающейся оптовой торговлей бриллиантами. Он ожидает, что сезон будет слабее, чем годом ранее.

«Я посмотрел на эти торговые центры, на все рождественские украшения, — комментирует Чен. «Ну что за трата денег».

Изображение: сцена в Шанхае, Китай, во время блокировки города в мае 2022 года. (Шаттерсток)

Источник: Rapaport
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом