История автоматов и механической музыки неразрывно связана со стремлением человека к знаниям: науки, инженерии и нашей собственной человечности. Сочетая в себе техническое мастерство и артистизм, автоматы, музыкальные шкатулки и клетки для поющих птиц обладают очарованием, которые продолжают завораживать зрителей и по сей день, даже в эпоху современных развлечений.
Французские музыкальные часы-автоматоны. Около 1880 г. М.С. Рау .
Машины в виде человека, создающие иллюзию того, что они живые, очаровательные маленькие птички, распускающие перья и напевающие мелодию, автоматические музыкальные проигрыватели, играющие наравне с концертным пианистом... Эти захватывающие, гениальные и загадочные машины представляют собой замечательную историю изобретений, философского любопытства и популярной культуры, которая по-прежнему остается весьма актуальной.
История
Астрономические часы Собора Нотр-Дам Страсбург Франция. 2022. Источник
История музыкальных машин неразрывно связана с историей часов. Те же самые сложные часовые механизмы, которые приводили в действие часы XVI и XVII веков, повлияли на создание более поздних автоматов, «поющих птичьих клеток» и музыкальных шкатулок. Фактически, связь между часами и автоматом прослеживается еще в 3000 году до нашей эры, когда египетские водяные часы были оснащены человеческими фигурками, обладающими способностью ударять в колокол каждый час.
Автоматоны в Древнем Мире
Несмотря на скудность сохранившихся экземпляров автоматов, созданных до XVI века, множество свидетельств подтверждает их существование в древности. Одним из ранних примеров считается деревянный голубь, созданный Архитом Тарентским (400–350 гг. до н. э.), другом Платона. Этот механизм, вероятно, приводился в движение струей пара или сжатым воздухом и вращался вокруг поворотного стержня. Более детальное описание различных устройств, использующих воду, падающие грузы и пар, можно найти в трудах Герона Александрийского (I век н. э.).
В Китае упоминания об автоматах относятся к III веку до н. э., периоду династии Хань, когда для императора был создан механический оркестр. К периоду династии Суй (VI–VII века н. э.) автоматы получили широкое распространение, что отражено в книге "Шуйши туцзин" ("Книга гидравлических изяществ"). В эпоху Тан (VII–X века н. э.) автоматы оставались популярными при императорском дворе. Сохранились записи о летающих птицах, выдре, ловящей рыбу, и фигурках, выполняющих различные действия, от монаха, просящего милостыню, до поющих девушек. После периода Юань (1279–1368) производство автоматов, судя по всему, сократилось.
В исламском мире изобретатели активно работали над созданием автоматов, начиная с IX века. Наиболее известны водные автоматы аль-Джазари (XIII век), работавшего при дворе династии Артукидов в Месопотамии, многие из которых изображали движущихся павлинов.
Средние века и Ренессанс
Страсбургские астрономические часы, расположенные в соборе Нотр-Дам в Страсбурге, Эльзас, Франция, являются примером тесной связи между развитием часов и автоматона. Впервые построенные в 1352-54 годах, они были позже реконструированы в 1571-74 годах и включали несколько механических фигур, а также календарь, планетарий и другие астрономические сложности. Добавление движущихся фигур сделало религиозное послание часов и их настройку более яркими. В одной особенно пронзительной группе фигур двенадцать апостолов шествуют перед Иисусом, который изображен благословляющим каждого по очереди. Хотя часы, которые находятся на месте сегодня, датируются 19 веком, фрагменты более ранних часов хранятся в Страсбургском музее декоративного искусства, включая позолоченного петуха 14 века, который считается старейшим сохранившимся автоматоном в мире.
Поскольку часовщики XVII и XVIII веков изобретали все более сложные часовые механизмы, они обратили свое внимание на другие проблемы в виде автоматов, птичьих клеток и музыкальных шкатулок. Эти механические чудеса вскоре стали желанными объектами роскоши и развлечений для богатых классов, подготовив почву для крупных технологических новинок.
Музыкальные автоматоны. Автоматы в эпоху Просвещения
«По мере того, как растет просвещение... человеческий разум, по-видимому, расширяется, а его границы отступают».
— Маркиз де Кондорсе
Эпоха Просвещения (1685-1815) принесла с собой новое увлечение автоматами за пределами их простой механики. В этот период европейские интеллектуалы отправились на поиски секретов Вселенной, которые внезапно показались им достижимыми. Некоторые находки, такие как открытие английским врачом Уильямом Гарвеем кровообращения в 1628 году, предполагали, что основные функции и механика человеческого тела познаваемы. Естественно, вскоре после этого появились механизмы, которые имитировали человеческую форму и человеческую деятельность.
Взгляд Декарта на животных как на машины является откровением в этой прогрессии: «Рассматривайте тело как машину, которая, будучи создана руками Бога, несравненно лучше координирована и имеет в себе гораздо более восхитительные движения, чем любая из тех, которые могли быть изобретены человеком». Соответственно, эти ранние андроиды были искусственными созданиями, которые стремились имитировать то, что было создано Богом, обладая внешним видом живого существа от своих физических форм до своих основных функций.
Жак де Вокансон (Jacques de Vaucanson), французский художник и изобретатель. Около 1784 года. Источник
Именно в эпоху Просвещения впервые появилось одно из самых известных имен в истории автоматов: Жак де Вокансон. Родившийся в Гренобле в 1709 году, Вокансон был художником и изобретателем, которого в основном считают отцом автомата и создателем первого в мире робота. В 1738 году он представил в Королевской академии наук очень сложный автомат-флейтист. Этот флейтист на самом деле играл на своем инструменте, а не просто имитировал действие: совместные движения губ и пальцев автомата играли на флейте так, как это делал бы человек. Он даже мог делать скачки на октаву.
Автоматика Вокансона. Около 1746 г. Источник
В том же году Вокансон представил широкой публике свой флейтист вместе с механической уткой и тамбуринистом. Хотя «дышащий» флейтист сегодня может показаться более удивительным, именно утка привлекла внимание французской публики. Утка Вокансона не только хлопала крыльями и двигала клювом, но также ела и «переваривала» свою пищу, которую также выделяла. Ее изобретатель описал ее следующим образом: «В этой утке я представляю механизм внутренностей... воспринимаю, что животное пьет, плещется в воде клювом, крякает, как настоящая утка, и имитирует все движения живого животного».
Автомат для игры на цимбалах работы Йозефа Мёллингера. Около 1770 г. MS Rau.
Высокосложные Автоматоны: Искусство Механического Чуда
Музыканты вдохновляли мастеров на создание самых искусных автоматонов. Среди них особняком стоит "La Joueuse de Tympanon" ("Играющая на цимбалах"), шедевр Пьера Кинцинга (1745-1816), созданный в 1784 году для самой королевы Марии-Антуанетты (сегодня экспонируется в Музее искусств и ремесел в Париже). Подобно знаменитому флейтисту Вокансона, цимбалистка Кинцинга, по всей видимости, была создана под влиянием прототипа Йозефа Мёллингера (1715–1772), гениального мастера инструментов и часовщика при дворе в Цвайбрюккене. Мёллингер, принадлежавший к небольшой, но влиятельной общине часовщиков-меннонитов, обучил Кинцинга часовому делу, заложив основу для создания сложнейшего механизма цимбалистки.
Невозможно говорить об истории ранних автоматонов, не упомянув трио Пьера Жаке-Дро (Музей искусства и истории Невшателя): "Клавесинистку", "Писателя" и "Рисовальщика". "Клавесинистка", подобно творениям Мёллингера и Кинцинга, исполняла собственную музыку, касаясь клавиш клавесина пальцами и "провожая" их взглядом. Она даже "дышала" и едва заметно двигала корпусом, словно живой музыкант. "Писатель" и "Рисовальщик" были не менее впечатляющими: первый выводил любой текст длиной до 40 символов, а второй создавал портреты короля, королевы и даже собаки. В 1775 году автоматы Жаке-Дро триумфально гастролировали по Европе, снискав восхищение Людовика XVI и Марии-Антуанетты.
Клавесинист, писатель и рисовальщик Пьера Жаке-Дро, Музей искусства и истории, Невшатель
Эти ранние автоматы Вокансона, Мёллингера, Кинцинга и Жаке-Дро, поражавшие воображение своей сложностью, служили, прежде всего, демонстрацией мастерства и способом привлечения внимания королевских особ и знати. Будучи княжескими забавами, они представляли собой истинные шедевры эпохи, и лишь немногим из них удалось сохраниться до наших дней. С наступлением промышленной революции автоматон стал более демократичной формой развлечения. Хотя более поздние творения уступали своим предшественникам в сложности, они утратили свою элитарность, и механические куклы, поющие птицы и живые картины стали доступны широкой публике.
Продолжение следует