Ювелирная выставка — это не только отличная площадка для поиска деловых возможностей и налаживания партнерских отношений. Помимо этого, задача любой выставки — дать ключ к пониманию того, что на данный момент происходит в отрасли, в том числе и в области дизайна. Сегодня страны Юго-Восточной Азии, в частности, Китай, переживают рост в индустрии дизайна ювелирных изделий. На примере выставки в Гонконге Наталия Устинова рассматривает, как меняются тенденции в дизайне украшений.
Наталия — художник и дизайнер ювелирных изделий, находится в двух, зачастую конкурирующих, ювелирных мирах: промышленного дизайна и авторского ювелирного искусства. Она в течение двадцати лет создавала дизайны украшений для ведущих российских брендов, работающих в сегментах «премиум» и «лакшери». Помимо этого, в своей студии Наталия создает предметы авторского ювелирного искусства, воплощая в них идеи, которые невозможно осуществить в формате премиального сегмента. Она также является сооснователем и художником ювелирной студии BARFANI, которая изготавливает украшения «премиум» сегмента и творческие некоммерческие проекты.
— По роду своей профессиональной занятости я посетила множество ювелирных площадок по всему миру, и, полагаю, не открою секрета, что самой посещаемой площадкой за последние пятнадцать лет стали выставки в ЮВА, в том числе в Гонконге (Hong Kong International Jewellery Show). В этом году, после перерыва, связанного с ковидными ограничениями, мой выбор пал на Стамбул и Гонконг. Это очень интересные выставки в плане изучения состояния мирового ювелирного дизайна, но особо отмечу гонконгскую выставку: на данный момент это самая насыщенная и независимая выставка, на которую съезжается большое количество экспонентов со всего мира.
Первое, что хотелось бы отметить: на выставке 2024 года было представлено довольно много дизайнеров стран ЮВА, в частности, Гонконга, работающих секторе high jewellery, но исчезли экспозиции, представляющее авторское ювелирное искусство. А ведь еще недавно здесь выставлялись художники-ювелиры из многих стран мира. Возможно, это связано с изменением политической обстановки, возможно, это временная мера, а быть может организаторы решили сменить формат выставки, сосредоточившись на представлении промышленных коллекций. Сложно сказать, но замечу, что прежде арт-арена являлась украшением выставки.
То, что представлено в дизайнерском разделе выставки — высококлассные работы, зачастую не столь сложные по исполнению, хотя порой встречаются уникальные. Что их отличает: никакого серебра и отсутствие нетрадиционных материалов. Большей частью это золото, в том числе, белое и высококлассные камни большой каратности. Практикуя идею «носимого искусства», они ищут путь развития между искусством и бизнесом.
Что еще важно: у многих дизайнеров присутствует отсыл к традиционным народным мотивам. Создать украшение не столь сложно, как сделать его вневременным, культовым и культурно-специфическим одновременно. Еще сложнее сформировать спрос на современные китайские ювелирные украшения, поскольку азиатский дизайн зачастую весьма специфичен.
Потому неудивительно, что местные дизайнеры стремятся современно использовать образы китайской культуры в современный мир дизайна и искусства. А также перерабатывают и стилизуют чужие традиционные символы, пытаясь приблизиться к западной публике. Но новаторами их назвать сложно. Отличительные черты современных китайских дизайнеров: смелость в сочетании цвета, необычное видение пропорций, стилизация традиционных элементов китайской культуры. И если еще десятилетие назад большая часть работ была специфического, я бы сказала, лубочного дизайна (во всяком случае, на взгляд европейца), то теперь это не так. Очевидно, что китайские дизайнеры прошли обучение в странах Запада, изучили стили европейского дизайна и сегодня нацелены на публику, восприимчивую к новым мотивам, которые, хотя и основаны на китайском наследии, не сразу приписываются этой конкретной культуре. Они еще не освободились от традиционной эстетики, но достаточно гармонично миксуют ее с европейской.
И еще одно важное замечание: складывается ощущение, что ювелирные компании осознали ценность дизайна, который и формируют долгосрочный капитал бренда. Практически на всех стендах запрещена фотосъемка, и на выставке представлены коллекции, которые дизайнеры и предприятия не выставляют на всеобщее обозрение в Интернете.
Если коротко, речь идет о том, что китайские дизайнеры в своих коллекциях нацелены на привлечение интереса западной публики и на уже восприимчивую к европейскому дизайну восточную публику. Это, в том числе и ключ к выходу на новые рынки.
А то, что интерес к этому есть, отчетливо заметно на стендах предприятий, предлагающих так называемую «массовку». Но прежде хочу отметить, понятие этого термина у нас и в Китае разнится. «Массовка» для них — это то, что у нас относиться к понятию «евроклассика»: качественные мелкосерийные линейки бриллиантовых украшений. И должна отметить, мелкосерийные бриллиантовые украшения азиатских компаний уже неотличимы по дизайну и качеству от европейских. Так вот, предприятия, специализирующихся на выпуске продукции масс-сегмента, охотно принимают на работу европейских, в том числе, российских специалистов. Далеко не все из них живут в Азии, но они помогают китайским предприятиям выстроить некую ценовую и дизайн-политику компании, стремящейся выйти на зарубежные рынки. Многие ювелирные предприятия из материкового Китая готовятся к расширению по всему миру и используют гонконгскую выставку в качестве платформы для этого. Они досконально изучают предпочтения местных потребителей, теперь при помощи иностранных специалистов изучают рынки России, Европы и США. Они понимают, что самостоятельно изучить и прочувствовать европейскую эстетику, успешно применить эти знания займет долгое время. Потому ищут (и находят) новые дизайнерские предложения, привлекая в качестве экспертов иностранных дизайнеров, технологов… И делают это вполне успешно. Думаю, открою секрет Полишинеля, сказав, что в Азии работают производства, часть своей продукции отправляющие на российские заводы, которые включают ее в свой ассортиментный ряд.
Китайским брендам предстоит пройти долгий путь, прежде чем они смогут доминировать на мировой арене, но предпринимаемые ими усилия впечатляют.