30 мая — день рождения Карла Густавовича Фаберже (1846 — 1920). Имя Фаберже неразрывно связано с великолепием императорской России, с изысканными ювелирными изделиями, ставшими символом роскоши и безупречного вкуса. Его работы, в частности, знаменитые пасхальные яйца, созданные для императорской семьи, по сей день вызывают восхищение и являются предметом мечтаний коллекционеров по всему миру.
Портрет Карла Фаберже. Художник Евгений Карлович Фаберже. Париж, 1942 год. Пастель, 70 х 45 см. Евгений Фаберже этим портретом отметил 100 - летие основания ювелирной фирмы золотых дел мастером Густавом Петровичем Фаберже (1814 — 1894) в августе 1842 года в Санкт — Петербурге.
1 мая 1885 года Карл Густавович Фаберже был удостоен звания Поставщика Высочайшего двора, что даровало ему право на размещение государственного герба на производимой продукции и фирменной вывеске. Для получения этого престижного статуса требовалось не менее восьми лет непрерывных поставок продукции собственного производства императорскому двору. Фаберже подтвердил, что его компания осуществляла поставки с 1866 года, когда предприятием руководил Густав Фаберже. Помимо этого, был учтен 19-летний вклад Карла Фаберже в работу Эрмитажа, где он безвозмездно занимался реставрацией археологических находок из скифских захоронений Крыма. За заслуги его называли "ученым ювелиром" и присвоили титул "Ювелир Императорского Эрмитажа".
В 1890 году Карл Фаберже получил должность "Оценщика Кабинета его императорского величества", что также давало право на использование герба с двуглавым орлом в оформлении витрин и логотипа. Зачастую обязанности оценщика вместо отца исполнял его сын, Агафон Карлович Фаберже, который в 1898 году стал экспертом Бриллиантовой комнаты Зимнего дворца и отвечал за сохранность коронных драгоценностей. В 1914 году Агафон Фаберже лично упаковывал коронные ценности для отправки на хранение в Оружейную палату Московского Кремля, а в 1922 году он же распаковывал их и составлял опись для Гохрана и книги "Алмазный фонд СССР". Третий государственный герб был вручен Карлу Фаберже в качестве высшей награды на Всероссийской художественно-промышленной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде в 1910 году.
В 1910 году сыновья Карла Фаберже выяснили, что звания "Придворный Ювелир" и "Поставщик Высочайшего двора" не являются идентичными, хотя оба давали право на размещение государственного герба на логотипе и вывеске. Звание "Придворный Ювелир", как и другие звания с приставкой "Придворный", присваивалось лицам, непосредственно взаимодействовавшим с императором или императрицей. К примеру, ювелир Кёхли был "Придворным Ювелиром императрицы Марии Фёдоровны", а ювелир Карл Болин – "Придворным Ювелиром Его Величества". В то же время, Поставщиком Высочайшего двора мог быть фабрикант из любого города, не имевший личного знакомства с царской семьей. В связи со скромностью Карла Фаберже, его сын Евгений Карлович Фаберже написал письмо Министру Императорского двора от имени всех четырех сыновей, и 29 января 1911 года император утвердил представление о награждении Карла Фаберже званием "Придворного Ювелира", которым он фактически являлся с середины 1880-х годов, выполняя личные заказы Александра III и его супруги Марии Фёдоровны.
В 1916 году "Товариществу "К. Фаберже"" было персонально подтверждено право на использование государственного герба. Карл Густавович лично попросил сохранить эту привилегию "в случае моей смерти за последним из живущих моих сыновей", поскольку право на герб давалось персонально и прекращалось со смертью обладателя звания. Евгений Фаберже скончался в 1960 году, сохранив до конца жизни право на знак поставщика и придворного ювелира. За два года до смерти, в 1958 году, он официально передал право на логотип с двуглавым орлом своему племяннику, ювелиру Фёдору Агафоновичу Фаберже (1904-1971), отцу Татьяны Фаберже.
Предположительно, знакомство с ювелирным изделием датского королевского дома "Курочка с яйцом", созданным немецким ювелиром Мельхиором Динглингером в 1730-х годах, вдохновило Карла Фаберже на создание аналогичной "Курочки" к пасхе 1885 года. Дед Карла по материнской линии, художник Карл Юнгштед, шведского происхождения, работавший при датском дворе, также мог повлиять на выбор императрицы Марии Федоровны. Несомненно, у ювелира и императрицы сложились дружеские отношения, поскольку они были почти ровесниками. Карл Фаберже, выполняя заказы императорской семьи, должен был знать все важные семейные даты и события. Из письма императрицы Марии Федоровны сестре, английской королеве Александре: «Фаберже принес очередное яйцо. Я так и сказала ему: «Вы – несравненный гений!».
К 1890 году фирма Фаберже изготовила более 40 000 изделий, а с 1890 по 1917 год – более 210 000. Из них для императорской семьи и Кабинета Его величества было выполнено не более 10% изделий (21 000 предметов), однако их средняя цена была на 20% выше, чем у изделий для других клиентов, и составляла 120 рублей.
С мая 1885 года Карл Фаберже начал вести "кабинетский журнал", в который записывал изделия, выполненные по заказу Кабинета его величества и его камерального управления, отвечавшего за царские подарки. К 1900 году в журнале было 1200 записей, более половины из которых приходилось на подарки, изготовленные к коронации 1896 года. К 1917 году в журнале насчитывалось 5000 записей, но изделий по заказу Кабинета было более 6000, так как некоторые записи включали в себя несколько десятков предметов. Около 2500 предметов было изготовлено фирмой Фаберже к 300-летию Дома Романовых. Эти предметы, как и все подарки от Кабинета его величества, должны были нести государственную символику, а также изображение "Шапки Мономаха" или корон. В настоящее время такие предметы высоко ценятся на антикварном рынке. Ассортимент их очень разнообразен по ценовому диапазону. Например, броши и портсигары стоили 90, 120, 180, 270, 300 рублей. Портсигары по цене 300 рублей считались "дорогими" и предназначались для лиц в чине полковника и выше. Подарками с вензелем императора награждались персоны не ниже пятого класса в Табели о рангах, а подарками с портретом императора – лица только первых двух классов.
Лично для императрицы Марии Федоровны Фаберже изготовил 2400 изделий, для ее царственного супруга, императора Александра III, – менее 300. Для императора Николая II, с учетом изделий, выполненных в период, когда тот был еще Цесаревичем, фирма Фаберже изготовила 2000 изделий, а для императрицы Александры Федоровны – 2200 изделий. Около 25-30% изделий для царственной четы Николая и Александры Федоровны оплачивались поровну, то есть это была совместная покупка. Для великой княгини Ксении Александровны и ее супруга великого князя Александра Михайловича Фаберже изготовил более 600 изделий, которые часто оплачивались супругами пополам.
Установить точное количество предметов, принадлежавших лично царю и его супруге, оказалось сложной задачей, так как члены императорской семьи, насчитывавшей в 1916 году 28 великих князей и великих княгинь, часто обменивались «подарками от Фаберже». К примеру, Николай II подарил своей младшей сестре великой княгине Ольге Александровне камнерезную фигурку "Баба, идущая в баню" на новый 1912 год, а на новый 1914 год сам получил в подарок от великого князя Николая Михайловича камнерезную фигурку "Балалаечника". К 1900 году среди великих княгинь вошло в моду собирание коллекций «каменных зверей от Фаберже», начало которой положила императрица Мария Федоровна, приучившая к собиранию каменных игрушек свою сестру, английскую королеву Александру. Неслучайно, у нынешней английской королевы самая большая в мире коллекция каменной анималистики Фаберже. Огромными коллекциями Фаберже обладали великий князь Владимир Александрович и его супруга великая княгиня Мария Павловна. У последней была знаменитая коллекция "каменных цветов", насчитывавшая в 1917 году 34 предмета.
Изучение архивов других членов императорской семьи показывает, что чем дальше они стояли от императора по иерархической лестнице, тем меньше изделий Фаберже они имели, их обслуживали другие, не менее достойные ювелиры. Причина такого положения объясняется просто: Фаберже не хватало на всех. За изделиями Фаберже стояли в очереди. Когда приходила посылка из Петербурга, то английские король и королева соревновались, кто раньше осмотрит коллекцию и выберет наиболее интересные предметы для подарков. Через Лондонское отделение в 1906-1917 годах прошло 5 500 предметов. Имена многих членов царской фамилии, забытые историей, вновь возникают на антикварном рынке только в связи с их обладанием изделиями Фаберже. "Они жили в эпоху Фаберже", можно сказать о них.
После русско-японской войны Фаберже переключился на обслуживание "королей нефти, сахара, галош и ситца", крупнейших представителей финансовой, торговой и промышленной аристократии России и мира, таких как Нобель, братья Елисеевы, Кельх-Базановы, Кениг, Нейшеллер и многие другие.
Однако до конца деятельности фирмы Карл Фаберже оставался главным (Придворным!) ювелиром Дома Романовых. Эти две фамилии неразделимы. Говоря о Фаберже, мы вспоминаем Романовых, и наоборот.
В период НЭПа, в 1922 году, большевики обратили внимание на то, что многие фирмы в своих объявлениях постоянно упоминали о звании "поставщика Императорского двора" в качестве рекламного хода.
В 2021 году, к 175-летию Петера Карла Густавовича Фаберже была выпущена марка с портретом великого ювелира в декоративной рамке (художник-дизайнер – Хабловский В.); на основной иллюстрации — коллекция императорских пасхальных яиц работы фирмы Фаберже.
фото: rusmarka.ru