Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

На сегодняшний день известно около десяти часов Lalique этого типа

2 декабря 2024
Редакция

Аукционный дом Art Research Paris представит на торги изящные часы – подвес в стиле модерн из желтого золота, изготовленными Рене Лаликом между 1895 и 1900 годами. 

Женские часы в стиле модерн из 18-каратного желтого золота, изготовленные в период с 1895 по 1900 годы. Они украшены двухсторонним декором из точеных и гравированных дубовых листьев, а также эмалированными желудями на блестках цвета морской волны

Рене Лалик (1860-1945) начал свою карьеру в 1880 году в качестве ювелирного дизайнера для ювелиров Пале-Рояля в Париже. Он быстро выделился качеством и оригинальностью своих изделий, вдохновленных «тремя F»: женщины (femme), флора и фауна. Он, в частности, участвовал во Всемирной выставке 1889 года в сотрудничестве с Vever и Boucheron. Опыт, который позволил ему увидеть увеличение количества своих заказов и расширить мастерские.

Рене Лалик использовал технику ажурной эмали, также называемую «оконной эмалью» или «витражной эмалью». Процесс, позволяющий свету проходить через материю, например, витражи.© Студия СЕБЕРТ

«Великая революция, которую совершил Лалик, заключалась в том, чтобы создавать украшения для искусства, а не ради богатства материала, и независимо обращаться ко всем средствам выражения, которые объединяют различные процессы обработки камней, металла и эмали», — сказал искусствовед Леонс Бенедикт.

Художественная и интеллектуальная революция, фактически осуществленная в 1892 году Рене Лаликом, изобретателем, по мнению Эмиля Галле, современных ювелирных изделий. Действительно, у этого мастера и эстета ювелирного искусства еще очень рано возникла настоятельная потребность в самостоятельности в своем творчестве, относящемся к модерну. Новое художественное выражение, родившееся в конце 19 века и вдохновленное природой. Но там, где многие нащупывают, Рене Лалик вводит новшества, освобождаясь от эстетических и академических норм того времени. «Это было поистине экстраординарное усилие, которое мне пришлось приложить, чтобы полностью оторваться от того, что я делал раньше. Я работаю не покладая рук с желанием добиться нового результата и создать нечто, чего еще никогда не видели», — сказал Лалик накануне Всемирной выставки 1900 года. 

Немаловажное событие в жизни французского мастера, чьи украшения раскупались знаменитостями, принадлежащими к русской, венской или французской аристократии, такими как его большая подруга и актриса Сара Бернар, которой он одолжил, в частности, свой шедевр: знаменитую Пектораль со стрекозой, выполненную около 1897 года. 

Всемирная выставка стала для Рене Лалика возможностью представить коллекции, над которыми он работал более десяти лет и которые получили очень теплый прием со стороны публики. Об этом свидетельствует его коллега-ювелир и друг Анри Вевер, который описал, что «нетерпеливая и многолюдная толпа стекалась посмотреть на его работы, о которых говорили повсюду. Между его поклонниками и недоброжелателями шли ожесточенные дискуссии, преувеличения с обеих сторон». На фотографии, сделанной на стенде Рене Лалика и опубликованной в 1901 году в журнале Art et Decoration, также была видна витрина, посвященная корпусам часов  Лалика. Карманные часы, подобные тем, которые ARP Auction вскоре выставит на аукцион. 

В представленных часах Рене Лалик использовал технику ажурной эмали, также называемую  «витражной эмалью». Процесс, позволяющий свету проходить через материю, например, через витражи. Этот метод, возникший в средние века, а затем вышедший из употребления, был возобновлен во второй половине XIX века. Так, с 1890-х годов ажурную эмаль взяли на вооружение ювелиры в стиле модерн, которые довели ее до высочайшего уровня совершенства, о чем свидетельствуют часы, выставленные на аукционе

Источник: lepoint.fr
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом