В Эрмитаже при поддержке компании «Симпл» завершилась реставрация уникального кубка из горного хрусталя, который был подарен Петру Великому польским королем Августом II Сильным. Работы над восстановлением этого исторического экспоната длились около десяти месяцев.
Кубок состоит из трех тонко вырезанных кусков горного хрусталя, формирующих тулово, ножку и подставку. Тулово украшено многослойным орнаментом, где в нижней части вырезаны волны, а выше выгравированы цветы и травы, которые «прорастают» из деревьев и пней, выполненных из выпуклых кусочков минерала. На поверхности хрусталя также изображены гравированные животные — медведи, зайцы и кабаны — выполненные с виртуозной точностью.
Хрустальная часть кубка была создана итальянскими резчиками миланской школы конца XVI века, в то время как драгоценная оправа из золота, рубинов и полихромной эмали, вероятно, была изготовлена мастерами Южной Германии середины XVII века. Первоначально кубок имел хрустальную крышку, но от неё сохранилась лишь деформированная монтировка с золотой короной, что указывает на сложную судьбу этого экспоната.
Реставрационные работы начались с предварительных исследований, в ходе которых были зафиксированы трещины в горном хрустале и повреждения золотого декора. Химическая и лазерная очистка позволила удалить загрязнения и следы предыдущих реставраций. Реставраторы также восстановили сломанные гнёзда и заново закрепили драгоценные камни с помощью лазерной сварки.
Работа с полихромной эмалью потребовала особого внимания: её восстанавливали с использованием светоотверждаемых керамически-армированных композитов. Микротрещины были пропитаны полимером для повышения прочности. Деформированная корона была возвращена к первоначальной форме, а разрывы на металлической конструкции крышки устранены лазерной сваркой.
Современные лазерные технологии значительно упростили процесс реставрации уникальных экспонатов из драгоценных металлов. Лазерная сварка не требует припоев, что исключает образование окалины и сохраняет вес предмета — важный аспект для музейной практики.
Реставрация была проведена специалистами Лаборатории научной реставрации драгоценных и археологических металлов Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.
Руководители проекта – Игорь Карлович Малкиель, заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов, и Ольга Григорьевна Костюк, заведующая Отделом западноевропейского прикладного искусства.