Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

5 апреля 2024 года в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства подвели итоги второго весеннего хулиганского всероссийского конкурса «Мистерия БУДУЩЕГО или Ювелирный футуризм»

5 апреля 2024
Музей камнерезного и ювелирного искусства

83 участника из 20 российских городов и Бельгии заявили 112 работ и серий.

Подведение итогов и награждение:

 

 

ЖЮРИ в составе:

Устюжанин Владимир Николаевич (председатель)екатеринбургский ювелирный экспериментатор начала 2000-х гг.

Кулейкина Ольга Сергеевна – главный редактор интернет-портала об украшениях и ювелирных секретах «Ювелирум», всегда в курсе главных ювелирных и около ювелирных событий в России

Попов Алексей Борисович – художник-ювелир (Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России», Екатеринбург; «Творческий союз художников России», Москва), автор идеи возрождения весенних ювелирных конкурсов

Киселева Ирина Владимировна – журналист, радиоведущая «Форума», живое слово которой освещает все яркие культурные мероприятия Екатеринбурга последних лет

Филосян Анна Филипповна – директор агентства переводов «Транслит» и главный специалист по культурному катарсису в Екатеринбурге, автор телеграм-канала Е-катарсис и ведущая подкастов «Урал в гости позвал»

Скрипниченко Павел Вадимович – научный руководитель Школы астрономии, популяризатор науки, двукратный победитель ScienceSlam

Ильина Юлия Григорьевна – директор Музея истории камнерезного и ювелирного искусства, которую заботит будущее музея и художников

Цеплакова Юлия Владимировна - кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

 

Объявлены победителей 5-ти номинаций:

ТЕХНО-футуризм           

         МАТЕРИЯ будущего в форме настоящего

                  ФИЛОСОФИЯ футуризма в ювелирной пластике               

                           ФУТУРО-ФОРМА

                                        ПРОДУМАННЫЙ футуризм

Партнеры и спонсоры ювелирного конкурса вручили свои призы. В том числе: Ю-Техно, Ювелирный дом «Екатеринбург», компания «Лайк», «Типичный ювелир», специальные дипломы от Союза художников России

В течение месяца этого момента художники из разных уголков нашей страны размышляли, что мы будем носить через век и два; а будут ли также ценны драгоценные металлы и камни; как изменится наш мир, продолжит ли человечество обитать на планете Земля, или бесконечные просторы Космоса неизбежно наш новый дом?

Большинство заявок на «МИСТЕРИЮ будущего» было принято в номинации «Философия футуризма». Один из участников, известный по прошлому конкурсу бумажным кольцом с бриллиантом, в этом году был самовыдвинут в отдельную номинацию – «Археология будущего». Молодым художником в 1989 году он участвовал в выставке «Стиль 2000» с собственным представлением о моде будущего, которое отчасти сбылось не через 10 лет, а совсем недавно, в наши дни. Эту фантазию – снова на бумаге – он представил на конкурс в Екатеринбурге.

В этом году, ограничив ювелиров темой, не ограничивали в материалах. Оттого на выставке есть ожерелья из войлока, украшения из пластика, с эпоксидной смолой, фарфор, сталь, дерево, перламутр, серебро, горячие эмали, резной камень, полиэтилен, бетон, микросхемы и многое, многое другое.

Каждое из представленных произведений снабжено порой подробными концепциями, трактатами и манифестами – это было одним из условий конкурса.

С этой выставки внимательный зритель уйдет с желанием больше ценить настоящее: многие художники будто заглянули в наши дни с точки зрения будущего и увидели, как хороша «трава у дома», что техногенной катастрофы не избежать и будущее – за экологичными материалами и стилем жизни.

Посетители выставки уже с 5 апреля и до 19 мая могут выбрать своего ЛЮБИМЦА. И, конечно, написать собственный футуроманифест, как делали это русские БУДЕТляне и итальянские футуристы больше века назад.

1 место в номинации  ТЕХНО-ФУТУРИЗМ

Анна Терещенкова, Санкт-Петербург. Девайс Comvisor (прототип). 2024. Нейзильбер, эбеновое дерево, стекло

Концепция: «Прототип комвизора (comvisor) является новым дивайсом, объединяющим функции очков дополненной реальности, коммуникатора (телефон нового поколения) и устройства для просмотра медиафайлов. Изображение проецируется перед глазами пользователя, дополняя реальность, выдавая запрашиваемую информацию про видимые объекты. Также им можно пользоваться как коммуникатором для передачи аудиовизуальной информации при носке на голове в форме очков. Устройство можно использовать и как проектор изображения для просмотра видеофайлов (расположив на плоскости)».

1 место в номинации МАТЕРИЯ БУДУЩЕГО В ФОРМЕ НАСТОЯЩЕГО:

Шамсутдинова Наталья, Санкт-Петербург. Кольцо  "Горгона", 2019. Латунь, позолота; смешанная техника

Концепция: «Работа создана от вдохновения увиденным мной промышленным процессом работы токарного станка. Меня очень захватило действие машины, но больше всего я заинтересовалась элементами в виде спирали, которые считаются отходом, стружкой. После увиденного пришла идея создать из этого отходного материала невероятно удивительные и ценные артефакты. Одной из самых важных целей было раскрыть материал, показать новое отношение к созданию украшений. Также в кольце через новый материал раскрыта тема греческой мифологии: стружка была специально уложена так, чтобы было живое движение, напоминающее змей».

1 место в номинации ФИЛОСОФИЯ ФУТУРИЗМА:

Александр Шарифуллин ❘ Кострома.  Брошь «Не ведая преград». 2023. Нейзильбер, стекло, сталь, алюминий, серебро, корунд, всечка (серебро, латунь, медь, сталь); оксидирование

Концепция: «Брошь-размышление об освоении неизведанного, о путешествии – не по земле, но по небу. В космосе. Механические детали, трубки и провода, казалось бы, противоречат органической форме; но каким должен быть космический корабль будущего человечества, как не вдохновением того, что оно оставило на родной планете? Стеклянные пластины напоминают о спокойствии и свежести земных пейзажей – о голубом небе, зелёных лесах, и воздухе. Атмосфере, которая необходима человеку, чтобы оставаться человеком. Каким его увидят новые неведомые доселе существа? Декор корабля, со всеченными в корпус фрагментами различных металлов, напоминает орнаменты и рисунки индейцев Южной Америки. Когда-то европейцы, видя и перерисовывая их, лишь предполагали их содержание, а туземцы недоумевали, глядя на корабли и одежды чужаков. Для нас чужое – не всегда враждебное, но диковинное. «Не ведая преград» – высказывание о том, что всякое взаимодействие порождает двусторонний синтез, необходимый для развития и существования, ведь жизнь – это движение».

1 место в номинации ФУТУРО-ФОРМА:

Мария Мамкаева ❘ Брюссель. Колье «Белковая цепь» / Protein chain. Медь, горячая эмаль, сталь, каучуковый шнур

Концепция: «Для меня как для биолога-ювелира очевидно, что одними из главных наук будущего будут биохимия и генетика. Это две тесно взаимосвязанные дисциплины: ДНК кодирует белок, а белок делает всё остальное. Мы - белковая форма жизни, поэтому с большой долей вероятности в будущем (уже и в настоящем) идентифицировать нас будут по нашей ДНК, а, стало быть, по нашим белкам. Биохимия не может не вдохновлять, ведь организация белков прекрасная. Я представляю колье «Белковая цепь», демонстрирующее четвертичную структуру протеинов. Сейчас я выполнила её из меди, стали, горячей эмали и каучукового шнура. Но я уверена, что в будущем ювелирные изделия будут выполняться из стабилизированных белков, и будут нести не только декоративную функцию, но и функцию идентификационную, а, возможно, и ресурсную. Белковые цепи - украшения будущего, имеющие свой функционал».

1 место в номинации ПРОДУМАННЫЙ ФУТУРИЗМ

Мачулите Мария, кольцо "Спутник Сатурна"

Церемония награждения:

Источник: Музей камнерезного и ювелирного искусства
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом