Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Жозефина Бейкер как знаковый образ ар-деко и Жан Дюнан

8 ноября 2022
Редакция

Париж 1920-х годов: на знаменитых французских площадках перед восторженной публикой выступают популярные джазмены, среди которых - величайший голос эпохи - Жозефина Бейкер.  Ее уникальное сочетание талантов в пении, танце и дар комедиантки сделало ее европейской суперзвездой. Эрнест Хемингуэй описал Жозефину Бейкер как «самую сенсационную женщину, которую кто-либо когда-либо видел».

Видео ее выступлений  на YouTube и сегодня пользуются бешеной популярностью. Некоторые получают сотни тысяч просмотров. Ее знаменитый номер в юбке-банане, Danse Sauvage, впервые исполненный в Фоли-Бержер в 1926 году, был просмотрен более миллиона раз. Звезда олицетворяла Париж в его блистательную эпоху 1920-х гг.

Danse Sauvage

Жозефина Бейкер - один из самых знаковых образов периода ар-деко. В 1929 году двадцатитрехлетняя девушка снялась обнаженной для фотографа журнала Vanity Fair. На идеально стилизованном снимке, освещенном светом кьяроскуро,для которого характерно резкое противопоставление света и тени. Она держит полоску ткани, расположенную в стратегически важном месте, и длинную нить жемчуга. Ее лицо обрамляют эффектные серьги-кольца и набор из трех ожерелий, сделанных Жаном Дюнаном, вдохновленных африканскими принтами. 

Жозефина Бейкер в трех украшениях Jean Dunand для фотосессии Vanity Fair 1929 года.
Фото Джорджа Хойнингена-Хюэна

В то время как африканское искусство оказало большое влияние на мебель и аксессуары для дома в стиле ар-деко. Жан Дюнан, талантливый дизайнер и художник, изначально продемонстрировал свое восхищение африканским текстилем в ширмах и вазах с лаковыми узорами, перекликающимися с мотивами. Примерно в 1925 году он применил узоры к украшениям. Считается, что его первая манжета-браслет была сделана для Жозефины Бейкер после того, как модистка мадам Аньес познакомила его с харизматичной исполнительницей.

Силуэт набора ожерелий Dunand, которые Бейкер носит на фотографиях Hoyningen-Huene 1929 года, был вдохновлен удивительными кольцами на шее , которые носили некоторые женщины из южноафриканских племен. Стиль украшений, названный дизайнером «Жираф», был изготовлен из сплава Oréum и украшен абстрактным лаковым узором, перекликающимся с африканским текстилем.

Дюнан сделал по крайней мере две вариации драгоценностей в стиле жирафа с разными цветами лака. Эти изделия были желанными для стильных женщин 1920-х годов, включая мадам Аньес, Жюльет де Сен-Сир и французскую актрису Жанн Ренуар. Сегодня украшения из ювелирной коллекции Dunand’s Giraffe находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и Музее декоративно-прикладного искусства в Париже. Несмотря на то, что драгоценностям почти 100 лет, выглядят они удивительно современно.

 

Набор ожерелий и браслетов Giraffe, созданный Жаном Дюнаном примерно в 1927 году. Драгоценности состоят из Oréum с акцентами синего и черного лака, имитирующего внешний вид бирюзы. Фото предоставлено Сигельсоном

Жан Дюнан - Ожерелье "Жираф" в лаке - ок. 1920 © MAD Paris Фото Жан Толанс

Jean Dunand - Шарнирный браслет из латуни и лака - ок. 1922 © Artcurial Photo Stéphane Briolant

 

Жан Дюнан. Панно с  изображением Жозефины Бейкер, 1927 г. Фото Christie's Paris.

Стиль Дюнан

Сын плавильщика золота, Жан Дюнан применял к ювелирным изделиям те же методы, что и к своей мебели и предметам. Мастер изготовлял изделия из цельного листа недрагоценного металла — меди, Oreum (сплав золота), стали или латуни, — которые он инкрустировал серебром или перламутром, патинировал цветом или украшал мотивами в лак, его любимый материал. Секреты этой восточной техники защиты предметов он изучал у японского мастера Сугавары и в течение двадцати лет неустанно совершенствовал ее, привлекая к работе азиатских лакировщиков.

Дюнан и мода

Жан Дюнан - Панно "Мадам Аньес" (деталь), лак и яичная скорлупа - 1926 г. Частная коллекция © Sotheby's

Жан Дюнан - Лак, инкрустированный микрочастицами яичной скорлупы © Artcurial

Он делал украшения из чеканного металла для своей жены и детей, прежде чем его рабочие отношения с Эльзой Скиапарелли, Мадлен Вионне и Жанной Ланвин, несомненно, побудили его развивать этот вид  искусства. Для модистки мадам Аньес он покрывал шляпки лаком, инкрустированным микрочастицами яичной скорлупы, образуя мозаику. Он также создал ее величественный портрет цветным, золотым и серебряным лаком на фоне яичной скорлупы, на котором она носит платье из ткани, лакированной им, а также его браслеты и серьги с геометрическими узорами.

Жан Дюнан - Панно "Мадам Аньес" из лака, яичной скорлупы, слоновой кости, золотых и серебряных листьев - 1926 г. Частная коллекция © Sotheby's

Источники:

https://www.1stdibs.com

https://theadventurine.com

https://www.thefrenchjewelrypost.com

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом