Бижутерия из недорогих материалов или имитация драгоценных камней составляла основу эстетики дизайна Габриэль Шанель. За прошедшие годы она собрала большую коллекцию прекрасных произведений искусства, большую часть которых ей подарили. Когда она носила нитки жемчуга, цепочки, колье, серьги или браслеты, она делала это свободной рукой, комбинируя настоящие и поддельные материалы, смешивая лучшие камни с имитацией драгоценных камней. Однако своим клиентам она предлагала носить бижутерию в изобилии с парной задней одеждой.
Габриэль Шанель в жемчужных ожерельях, фотография Сесила Битона, 1930-е годы. © Грейнджер / Shutterstock
Искусственный жемчуг стал визитной карточкой CHANEL, которую она использовала в ожерельях, брошах или пуговицах на костюмах. В 1931 году ее провозгласили «в значительной степени ответственной за моду на искусственный жемчуг». Ее пропаганда бижутерии стала радикальным вызовом общепринятым представлениям о хорошем и дурном вкусе и во многом способствовала повышению статуса бижутерии в моде.
Бутики Габриэль Шанель предлагали великолепный выбор бижутерии, которую можно было носить с ее одеждой с начала 1920-х годов. Ключевые мотивы, такие как цветы, снопы пшеницы, звезды и солнце, регулярно появлялись в ее ювелирных коллекциях и стали синонимом стиля бренда. Голова льва, отсылка к ее знаку зодиака Льву, была тиснена на медальонах, брошах и ошейниках.
Брошь из позолоченного металла и стекла, работа Габриэль Шанель, 1937 год. Patrimoine de CHANEL, Париж: ACC.HC.INC.1937.2. © CHANEL / Фото: Николас Алан Коуп
Над созданием своих коллекций ювелирных изделий Габриэль Шанель работала с некоторыми из лучших дизайнеров и ювелиров Европы, в том числе с графом Этьеном де Бомоном (1924 года), Maison Gripoix (1930-е годы), Fulco di Verdura (1933 года) и Франсуа Гюго в конце 1930-х годов.
Ожерелье из искусственного жемчуга и стекла, весна/лето 1959 г. Номер музея. М.43-1990; Ожерелье из позолоченного металла и искусственного жемчуга, 1960-е годы. Номер музея. М.42-1990; Брошь из позолоченного металла, стекла и искусственного жемчуга, 1960-е гг. Номер музея. М.40-1990; брошь или подвеска из позолоченного металла, имитация жемчуга и бриллиантов, весна-лето 1957 г. Музей №. М.39-1990. © CHANEL / Фото: Николас Алан Коуп / С разрешения Музея Виктории и Альберта, Лондон
Многие изделия из коллекции Музея Виктории и Альберта представляют собой послевоенные разработки Габриэль Шанель, созданные ювелиром и ювелиром Робертом Гуссенсом. Вместе они нашли вдохновение в украшенном драгоценностями антиквариате Венеции, Византии, Персии и кельтского мира, который они видели в музеях и книгах. Время от времени Габриэль Шанель просила Гуссенс скопировать старинный кулон, хотя чаще исторические артефакты служили музами, из которых можно было создать что-то новое.
Полный текст статьи (на английском языке) Что делает CHANEL такой знаковой?