Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Великое возвращение драгоценных монет

2 апреля 2024
Эрве Девинтр

 

Никола Булгари придумал коллекцию Monete в 1960-х годах, и с тех пор Maison Romaine продолжает предлагать ювелирные изделия и часы редкой элегантности, демонстрируя «драгоценные монеты», выбранные из-за их высокой декоративной ценности.

Привычка наклеивать монеты на украшения, зародившаяся в Риме, сохранялась в Европе до VII века, особенно в Византийском и англосаксонском мире, прежде чем более или менее полностью вышла из употребления. Конечно, случались отдельные повторные появления (мы помним о монетах, украшавших немецкие сосуды 1600 года или изделиях Луиджи Валадье в 18 веке), но по-настоящему и полностью монеты вернули себе свое место в ювелирном деле только во второй половине 19 века благодаря римским ювелирам, среди которых Кастеллани занимал первое место.

FILLART, кольцо из серебра «Афина» из коллекции "Монетки"

Монеты – в основном из серебра (греческие тетрадрахмы или римские денарии) были оправлены в украшения «неоархеологического» вдохновения, являющиеся, таким образом, частью огромной волны историзма, затронувшей столицы Старого континента. Затем мода снова ослабла. Ювелиры вернули ее в 1960-х годах, еще более ослепительным образом, чем когда-либо.

«Bulgari пользовалась ошеломляющим успехом со своими творениями Monete, в которых монеты выделялись на длинных панцерных цепочках, шелковых шнурах и тубогазах», - отмечает эксперт Аннабель Кукерман. Римский ювелир обрабатывал древние изделия, выбранные из-за их высокой декоративной ценности, не скрывая неровностей, нанесенных временем. Диапазон используемых валют был гораздо шире, чем в XIX веке.

FILLART, кольцо из серебра «Колесница» из коллекции "Монетки"

Надо сказать, что нумизматика тем временем обрела статус самостоятельной дисциплины. Округлые формы полированных и блестящих оправ не изменили нумизматической ценности изделий с их непрозрачной античной патиной. «Я хотел стать архитектором. Я обожал все, что принадлежало прошлому», — свидетельствует Никола Булгари в серии бесед со специалистом Винсентом Мейланом, опубликованной Electra. «Я начал собирать старые монеты после визита к одному из наших родителей: мне было около 11 лет. И в 1960-х я подумал, что нам нужно что-то с этим сделать».

«Обработка Bulgari была необычной, поскольку она сочетала антиквариат с поистине современным стилем», — добавляет Аннабель Кукерман. Это создало моду, которая понравилась всем шикарным женщинам.  Это вызвало такое оживленное увлечение, что люди начали вкладывать деньги в золотые монеты, в частности в доллары, или в монеты Наполеона III, из которых затем изготавливали украшения.

Для полноты картины следует отметить, что многие культовые часы также периодически изготавливались с деталями из золота, серебра, бронзы или электрума. Мы можем сослаться на часы Coin de Corum (например, золотая 20-долларовая монета с  орлом, образующая циферблат этих президентских и патриотических часов):

Vмеет смысл вспомнить о Пиаже, который сделал это первым, в 1957 году: «Это «монета» секретные часы, сделанные из монеты, иены или доллара, вырезанной и выдолбленной для размещения сверхтонкого механизма, знаменитого калибра 9P. Передняя сторона изделия скрывала циферблат, задняя сторона скрывала механизм и заднюю часть корпуса. Затем Piaget превратил эту модель в прикроватные часы, часы для путешествий, наручные и карманные часы.

Piaget
 

 Эти драгоценные  нумари (название, придуманное Bulgari и обозначающее драгоценные монеты) как никогда соответствуют духу времени и вдохновляют независимых творцов. Самый известный – Марк Оклер, которого некоторые ценители прозвали «Парижским Кодоньято». В основе этого хвалебного сравнения лежит способность венецианского мастера и французского творца накладывать несколько пластов темпоральности в одном творении. Под аркадами улицы Кастильоне витрина дизайнера,прежде трудившегося в Chanel Joaillerie, представляет изысканную антологию «монтируемых предметов» всех эпох, культур и континентов.

 

Марк Оклер предлагает в своей обстановке, расположенной на улице Кастильоне в Париже, «Антикварные предметы искусства», выполненные в великих традициях ремесленников эпохи Возрождения. Элегантные и сдержанные, ювелирные изделия, изготовленные вручную лучшими мастерскими, соответствуют нумизматической ценности монет.

 

Очень уверенный вкус дизайнера выражается в желании уважать старинное изделие, не допуская сварки, царапин, постоянного клея, повторного сверления или переделок. «Я принадлежу к бескомпромиссной традиции духа коллекционирования», — уточняет эстет. Разумный выбор, поскольку монеты обычно теряют свою нумизматическую ценность при пайке. Разнообразие и изысканность используемых техник свидетельствуют об огромном опыте внука антиквара.

Обработка, проведенная Габриалой Артигас, более легкая. Мексиканские песо, вставленные в изделия из 14-каратного золота этой марки «Сделано в Лос-Анджелесе», в полной мере играют роль гри-гри с четкими линиями и строгими формами, дорогими ее семье, поскольку ее дедушкой является не кто иной, как Франсиско Артигас, знаменитый архитектор-модернист из Мексики. «Я выросла в этом городе», — говорит дизайнер. Я возвращаюсь туда каждый год на свой день рождения. Есть что-то талисманное в том, чтобы носить мексиканскую вещь в моих глазах». 

 

Изготовленные в Лос-Анджелесе украшения бренда Gabriala Artigas сияют мексиканскими песо. Сентиментальный подход для дизайнера, чей дедушка был одним из самых выдающихся архитекторов Мексики.


Изготовленные в Лос-Анджелесе украшения бренда Gabriala Artigas сияют мексиканскими песо. Сентиментальный подход для дизайнера, чей дедушка был одним из самых выдающихся архитекторов Мексики.

Более эрудированный подход  демонстрирует Ренильде Вервурт: основательница швейцарского дома Sassi заказывает драгоценности замечательного качества из своей коллекции Tanit вокруг монет, тщательно отобранных и востребованных за их красоту и значение. На всех монетах, вставленных в замечательные украшения фламандского дизайнера, который по совместительству является историком искусства, изображены женщины.

Ренильде Верворт, основательница дома Sassi, выделяет старинные изделия, прославляющие силу женщины: профили богинь Танит, Ники, Дианы или Деметры выделяются на ювелирных украшениях великолепной работы.

Профиль Танит, карфагенской богини плодородия, выделяется на бронзовой монете, отчеканенной на Сардинии около 300 г. до н.э. Это умело подчеркнуто на золотом кольце, украшенном бриллиантами. Роскошный браслет с памятью формы, удлиненный наконечником стрелы, прославляет Диану, римскую богиню охоты, увековеченную на серебряном зубчатом денарии, отчеканенном во время правления Авла Постумия Альбина. Ника, изображенная на серебряном денарии, отчеканенном во времена Римской республики, прославляется на браслете, украшенном символическим крылом богини Победы. Праздник женской силы на протяжении веков.

Аннабель Кукерман понимает причины вновь обретенной популярности монет с драгоценными камнями: «Во-первых, это художественная ценность – гравюры на этих монетах очень красивы и часто подписаны художниками – и ценность наследия, поскольку они представляют собой деньги, и есть ценность наследства. Это внутреннее понятие мобильности и эклектизма в сочетании с исторической и циркуляционной стороной завораживает: эти произведения вызывают идеи передачи и устойчивости, которые трогают нас, особенно во времена войн и конфликтов. Ношение старых вещей очень трогательно: кажется, что они обезоруживают судьбу и отгоняют нашу тревогу по поводу смерти; они предлагают своего рода стабильность с течением времени. » 

Источник: lepoint.fr
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом