Европейский Союз откладывает свой план по отслеживанию происхождения каждого бриллианта весом более полукарата до 1 марта 2025 года.
Предлагаемая система сертификации, призванная предотвратить попадание добытых в России алмазов на рынки G7, первоначально должна была вступить в силу 1 сентября этого года. Потребовалось бы, чтобы каждый необработанный алмаз и бриллиант, который должен быть импортирован в ЕС, имел сертификат нероссийского происхождения с помощью системы отслеживания на основе блокчейна.
Задержка призвана «дать больше времени для создания схемы отслеживания G7», говорится в ответах ЕС на 14-й пакет санкций против России. В марте следующего года «схема полного отслеживания импорта необработанных и бриллиантов станет обязательной», говорится в сообщении.
До тех пор участие в схеме сертификации «рекомендуется для облегчения импорта», но «необязательно».
В заявлении ЕС не говорилось, что он откладывает реализацию предлагаемого изменения порогового значения веса алмазов. Его правила в настоящее время применяются к бриллиантам весом 1 карат и выше; в сентябре этот показатель должен был снизиться до половины карата.
«Я подозреваю, что это [все еще произойдет]», — говорит Сара Юд, президент, генеральный директор и главный юрисконсульт Комитета по бдительности ювелиров. «Если бы ситуация изменилась, они бы сделали это объявление вместе с задержкой полной прослеживаемости».
В то время как «Большая семерка» пытается действовать сообща, страны-члены разошлись во мнениях о том, как они реализуют свои требования по импорту алмазов, хотя в целом они остались в рамках первоначального плана. Например, пока вся «Большая семерка» ввела запрет на российские бриллианты весом 1 карат, США с 1 марта требовали только самосертификацию в качестве резервной копии, а не «документальные доказательства», требуемые ЕС.
Юд говорит, что она «не удивится», если остальная часть «Большой семерки» последует примеру ЕС в отношении отсрочки введения системы сертификации, что «широко ожидалось».
ЕС также объявил, что сделает исключение для так называемых «дедушкиных» товаров — драгоценных камней, приобретенных до введения санкций против российских драгоценных камней.
«Бриллианты, которые физически находились в ЕС или третьей стране, кроме России, или были огранены или произведены там до вступления в силу запрета на импорт российских алмазов, под запрет не подпадают», — говорится в сообщении. «Эти акции больше не приносят дохода России, так что это не «уступка».
Однако импортерам необходимо будет предъявить какие-либо доказательства — например, счет-фактуру или сертификат Кимберлийского процесса — того, что товары были приобретены до вступления запрета в силу.
ЕС также разрешает «временный импорт или экспорт ювелирных изделий… для торговых ярмарок или ремонта», говорится в сообщении.
В первоначальном заявлении ЕС говорилось, что запрет будет распространяться на ювелирные изделия с бриллиантами, часы с бриллиантами и выращенные в лаборатории бриллианты. ЕС заявил, что откладывает введение правил в отношении ювелирных изделий, хотя «может принять решение активировать запрет на более позднем этапе, когда партнеры внутри G7 будут реализовывать эту меру».
Один источник, связавшийся с ЕС, полагает, что часы с бриллиантами будут подпадать под категорию «ювелирных изделий». Тем не менее, этот человек считает, что выращенные в лаборатории продукты, вероятно, все еще «в сфере применения».
В новом заявлении ЕС не упоминается, будет ли Антверпен назначен единственным «узлом алмазного сырья» ЕС, а это будет означать, что большая часть бриллиантов, продаваемых стране-члену ЕС, должна будет происходить из сырья, сертифицированного в Антверпене. Эта идея вызвала споры среди африканских производителей.