Поскольку все больше крупных домов предлагают коллекции собственных винтажных ювелирных изделий, дилеры и аукционисты сталкиваются с новой конкуренцией.
Редкая брошь-бабочка Belperron из золота, платины, бриллиантов и изумрудов, 1940-е годы. Продана Aguttes в июне 2018 года за более чем €300 000 при эстимейте около €30 000-50 000. Фото: Оливье Баруан / Aguttes.
В марте 2001 года в Национальном музее естественной истории в Париже открылась историческая выставка, которая оживила рынок редких и подписанных известными именами ювелирных изделий. «Бриллианты» — так называлось это знаменательное событие, о котором говорили еще долгое время. Оно собрало королевские драгоценности из нескольких стран, включая Францию, Португалию, Данию, Египет и Индонезию, и привлекло архивы и частные коллекции Tiffany & Co. и Cartier.
Спонсором мероприятия стал Роберт Муавад, который не только оплатил 1,7 млн. за сценографию и безопасность выставки, но также одолжил несколько исторических экспонатов своего бренда. Амбициозная выставка имела большой успех, привлекая 400 000 посетителей. Ювелирные дома на Вандомской площади — большинство из которых отказались участвовать в мероприятии — начали осознавать интерес публики к ювелирному наследию и истории французских и международных ювелирных изделий.
На протяжении многих лет большинство крупных ювелирных домов создавали собственные частные коллекции. Таким образом, Cartier внедрил настоящую внутреннюю политику вокруг своего наследия. Пьер Райнеро, директор по имиджу и наследию Cartier, помог начать создавать внутреннюю коллекцию в 1980-х годах. Сегодня она включает чуть более 1500 изделий. В настоящее время коллекция Van Cleef & Arpels насчитывает более 1100 изделий, в то время как Chaumet накопила несколько сотен изделий. В Соединенных Штатах Дэвид Уэбб «иногда покупает очень редкие изделия для музейной коллекции», — говорит Леви Хиггс, архивариус бренда.
Фактически, общественный интерес к этим драгоценностям наследия начал возникать в 1980-х годах, когда две рекордные продажи ознаменовали поворотный момент в мире аукционов: драгоценности Флоренс Гулд ушли за более чем 8 миллионов долларов на Christie's в Нью-Йорке в 1984 году, а коллекция герцогини Виндзорской ушла за более чем 50 миллионов долларов на двухдневном аукционе, проведенном Sotheby's в Женеве в 1987 году. Эксперты согласились и признали, что происхождение и подпись теперь будут ключевыми факторами будущих продаж. Недавние результаты аукционов подтвердили эту тенденцию: продажа Christie's коллекции Аль-Тани побила некоторые рекорды в июне прошлого года, заработав в общей сложности более 109 миллионов долларов, в то время как аукцион Sotheby's семейных драгоценностей Бурбон-Парм принес более 53 миллионов долларов.
Но только в конце 1990-х и начале 2000-х годов ювелирные дома начали формализовать свои отделы наследия, нанимая историков и выпускников в области культуры. Эти внутренние отделы прошли путь от одного архивариуса в большинстве случаев до добавления ряда новых должностей, таких как менеджер проектов по выставкам или публикациям и директор по наследию.
Действительно, история стала неотъемлемой частью маркетинга крупных ювелирных домов, помогая покупателям хотеть большего. « Наследие — это якорь », — говорит Катрин Кариу, бывший директор по наследию в Van Cleef & Arpels, « это внутренняя ДНК дома, и ее абсолютно необходимо знать».
Кольцо из желтого золота, розового коралла и бриллианта из коллекции William & Son Vintage Edit
ОТКРЫТИЕ ДЛЯ ШИРОКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Задолго до выставки «Бриллианты» Cartier уже проводил регулярные выставки своей коллекции винтажных и исторических изделий. Первая выставка состоялась в 1989 году, и с 2004 года подобные мероприятия становились все более регулярными. Многие другие дома последовали по стопам ювелирного гиганта. Среди них Bulgari, Chaumet и Van Cleef & Arpels. Но домам следует быть осторожными, чтобы не «заглушить» свое послание. И это еще более актуально сейчас, когда отделы наследия многих компаний прикреплены к их маркетинговым и коммуникационным подразделениям. Бренды
смогли прекрасно извлечь выгоду из энтузиазма международных клиентов по поводу винтажа. Во многих магазинах предметы, приобретенные отделами наследия, могут быть выставлены на продажу. Например, Van Cleef & Arpels открыл галерею наследия в своем магазине на Вандомской площади в 2016 году. А некоторые бренды предлагают своим клиентам связаться с ними, когда они подписывают антикварные изделия. Например, как Boucheron. На его веб-сайте есть раздел, призывающий владельцев его старейших ювелирных изделий связаться с компанией. Наконец, Cartier регулярно организует рекламные кампании, предлагающие купить винтажные изделия бренда.
Однако этот сдвиг не всегда хорошо принимается. Например, Парижская биеннале антикваров 2014 года стала поворотным моментом. В тот год несколько ювелирных домов предложили на своих стендах винтажные изделия, а не только новые коллекции, которые они привыкли представлять. Изменение, которое не понравилось антикварам и членам SNA в то время. Это событие стало « переломным моментом », как сказали несколько торговцев, пожелавших остаться анонимными.
А что сегодня? Ювелирные дома стали крупными игроками на рынке антикварных ювелирных изделий, представляя свои сокровища на ключевых отраслевых выставках, таких как Tefaf и Masterpiece London.
Браслет Дэвида Уэбба «Зебра» из золота, платины, бриллиантов, эмали, 1963 г. В настоящее время экспонируется в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
АУТЕНТИФИКАЦИЯ — ЭТО КЛЮЧ
Теперь можно сказать, что особенно востребованы две категории винтажных ювелирных изделий: подписанные изделия и те, которые, кроме того, имеют сертификаты подлинности от бренда, который их изготовил. Хотя лучшие дилеры могут строить предположения о происхождении неподписанного изделия, гораздо полезнее, если это подтверждают документы. Но за последнее десятилетие стало намного сложнее получить эти гарантии от ювелирных домов, говорят дилеры. «Сегодня некоторые дома неохотно предоставляют информацию », — комментирует аукционист из Женевы. « Cartier, Van Cleef & Arpels и Boucheron взимают плату за аутентификацию, когда соглашаются ее сделать. При стоимости в несколько сотен евро это может быть непомерно дорого для небольшого ювелирного изделия стоимостью менее 5000 евро ». Многие дома оправдывают это, объясняя работу, которая требуется для отслеживания истории изделия. « Каждое ювелирное изделие, подписанное или неподписанное, тщательно исследуется при аутентификации. «Процесс окупается », — говорит Леви Хиггс из David Webb.
Но еще одна вполне понятная причина — создание внутренних коллекций. Кэтрин Кариу объясняет, что предоставление аутентификации не в интересах дома, если он хочет купить изделие, так как это « значительно увеличит цену». Van Cleef & Arpels регулярно покупает, чтобы создать свою коллекцию наследия
Комплект Van Cleef & Arpels с серьгами и колье из желтого золота, бриллиантами, синими и желтыми сапфирами и изумрудами, 1959 год.
ПРЕТЕНЗИИ И СПОРЫ
Архивы являются источником бесценной информации и могут стать предметом юридических баталий. Недавнее дело касалось американской компании EJ Landrigan, владельца Verdura, и французского эксперта по ювелирным изделиям Оливье Баруана, который обнаружил и приобрел личные архивы Сюзанны Бельперрон в 2008 году и впоследствии опубликовал книгу о ювелирных изделиях Belperron. Однако EJ Landrigan, купивший бренд Belperron в 1990-х годах, возражал против использования архивов компанией Baroin. Французские суды постановили, что документы могут быть использованы компанией Baroin. Французский эксперт выиграл дело в первой и второй инстанциях.
Эта проблема особенно актуальна, поскольку многие ювелирные дома в Соединенных Штатах используют свои архивы для воспроизведения антикварных изделий, как это делает Tiffany & Co. с украшениями, разработанными Жаном Шлюмберже. EJ Landrigan — одна из таких компаний, пытающаяся возродить дома Belperron и Verdura. Переиздания культового браслета Maltese Cross последнего в настоящее время стоят от 40 500 до 58 500 долларов, в то время как винтажное изделие может стоить около 100 000 долларов. В 2004 году две броши Verdura Cross 1930 года, принадлежавшие модной журналистке Диане Вриланд, были проданы на аукционе Christie's за 192 300 долларов.
При все еще высоких ценах подписанные винтажные украшения являются довольно надежной инвестицией. Раньше убедить клиентов инвестировать было работой аукционных домов и антикваров. Но теперь, когда в этой области появились исторические бренды, вопрос не столько в том, будут ли люди покупать, сколько в том, кто первым продаст желаемое коллекционерами изделие.
Редкая брошь «Цикада» из золота, бриллиантов и эмали от Boucheron, 1902 г. Не подписана, но с сертификатом Boucheron. Продана на аукционе Christie's в Париже в ноябре 2018 г. за более чем 335 000 евро. Изображение: Christie's.
ТРИ ЮВЕЛИРА С ВИНТАЖНЫМИ УГОЛКАМИ В МАГАЗИНАХ
William & Son
Уже более пяти лет известный лондонский бутик класса люкс William & Son — поставщик королевы — предлагает винтажное пространство с неподписанными изделиями. « Мы страстно увлечены винтажными украшениями », — объясняет Клеманс Мера , ювелирный консультант и бывший руководитель ювелирного отдела компании, «это также экологическое обязательство, поскольку мы даем вторую жизнь украшениям в идеальном состоянии ». В этом изысканном пространстве покупатели могут найти изделия с конца 19 века по 1980-е годы. Пополнение запасов основано на открытиях, которые привлекают внимание отдела.
Buccellati
Чуть больше года назад итальянский ювелирный дом Buccellati открыл в своих магазинах пространство для демонстрации изделий из собственной коллекции наследия. Драгоценности проходят аутентификацию и продаются с сертификатом и копией архивных чертежей. Если оригинальной коробки больше не существует, компания воспроизведет ее идентично. «Существует огромная винтажная коллекция, которую мы разделили на разные части и [отправили] по всему миру в Азию, Европу и США. Таким образом, каждый может насладиться и увидеть эту особую коллекцию », — объясняет компания. Добавляя: «Все винтажные изделия представляют фирменный дизайн Buccellati ». Несколько месяцев назад дом также продавал некоторые изделия на аукционе Sotheby's на эксклюзивной распродаже.
Fred Leighton
« Для каждого любителя красоты есть драгоценность. Но для тех, кто ищет что-то уникальное, породистое изделие, смелый стильный дизайн, есть только один источник: Fred Leighton ». Хороший способ представить вещи и напомнить нам о таланте находить редкие изделия, которым обладает этот знаменитый нью-йоркский дом. И действительно, его бутик на Мэдисон-авеню является основным источником уникальных подписанных ювелирных изделий. История началась в 1970-х годах, когда Мюррей Мондшайн, владелец магазина одежды в Гринвич-Виллидж, начал продавать ювелирные изделия (позже он сменил свое имя на Фред Лейтон, чтобы соответствовать названию магазина). Сегодня компания создает собственные современные коллекции, но также демонстрирует свои винтажные украшения на красных дорожках по всему миру, украшая таких голливудских звезд, как Мерил Стрип и Николь Кидман.
Колье Buccellati из желтого золота с изумрудами, розовыми сапфирами и аквамаринами, 1992 год. Продано более чем за 52 000 евро на аукционе Sotheby's в Париже.