Комплект из резного зеленого жадеита с серьгами от Dawn Atelier & Academy
История ювелирных изделий в Китае долгая и хорошо документированная: некоторые изделия датируются 3000 годами и относятся к эпохе династии Шан (1554–1046 г до н.э.). Они олицетворяют собой классовую принадлежность, богатство, духовность и суеверия.
Хотя изначально ювелирные изделия создавались с расчетом на роскошь — для императоров, их жен и наложниц, а также для губернаторов и чиновников, чтобы обозначить высокий статус, — эта концепция, как и в других местах, эволюционировала, чтобы предоставить доступные украшения и широким массам.
Изумрудное кольцо от Austy Lee
«Люди хотят носить на своем теле что-то значимое», — говорит Ноэль Чин, руководитель отдела маркетинга в Meilan Jewelry and Arts. «Они носят украшения, потому что это продолжение их самих, и они хотят восстановить связь со своим наследием».
По словам Ива Чана, основателя ювелирного коллектива Dawn Atelier & Academy, знаковыми материалами для изготовления ювелирных изделий в Древнем Китае являются жадеит и золото, которые ценились за свою красоту, редкость и — в случае с первым особенно — за то, что они «служили сосудом», с помощью которого их владелец становился ближе к богам.
По словам Ости Ли из одноименного бренда ювелирных изделий, фольклор, связанный с этими материалами, по-прежнему популярен, но «угасает», поэтому современные ювелирные дома транслируют эту культурную значимость посредством современного мастерства, чтобы просвещать как китайскую, так и международную аудиторию.
Серьги с изображением летящего льва из голубовато-зеленого нефрита от Austy Lee
За последние несколько десятилетий экономического бума в Китае возросла популярность и других драгоценных материалов, таких как серебро, рубины и изумруды, что подстегнуло интерес к мировой культуре и повлияло на сферу покупки ювелирных изделий, как и на многое другое.
«Нефрит — это широкий термин, который можно разделить на нефрит и жадеит», — сказал Чан. «Экспонаты в музеях и аукционных домах, которым более 1000 лет, — это нефрит — он мягче, бледнее и добываеся в северных частях Китая».
Благоприятные журавли, украшенные розовыми бриллиантами Аргайл и "ледяным" жадеитом
Большая часть жадеита добывается в Мьянме и бывает разных цветов, включая белый, зеленый, сине-зеленый, лавандовый, красный, желтый и черный. Все эти цвета образуются в результате проникновения в камень микроэлементов.
Meilan демонстрирует эти оттенки в своих серьгах и подвесках, отмечая качество жадеита типа А. Проверенные Hong Kong Gems Laboratory, жадеитовые изделия развеивают заблуждение, что качество основано исключительно на цвете и происхождении. Они также экспериментировали с матовой полировкой с «удивительным» успехом. Чин сказал: «Жадеит становится более прозрачным со временем — он впитывает натуральные масла, когда вы носите его близко к телу. Это добавляет характер каждому изделию, делая его интригующим аксессуаром, который будет развиваться в своей красоте с годами».
Подвеска из жадеита и подвеска Potenza из 18-каратного желтого золота от Meilan
Создание уникального изделия из куска жадеита занимает часы резьбы и полировки. Округлые формы лучше всего раскрывают свой блеск, а также могут символизировать удачу и мир.
«У нас [китайцев] есть много идиом, выражающих, что человек должен быть похож на нефрит», — сказал Чан, добавив: «Чтобы стать хорошим человеком, нужно оттачивать себя со временем и усилиями, а это требует терпения — как и при работе с нефритом».
Ли считает, что многие молодые люди в Гонконге считают нефрит «старым украшением», поэтому он создает изделия из множества драгоценных материалов, в том числе сапфиров, ракушек-абалонов и золота в своей коллекции Jade Dynasty.
«Тонкая работа по золоту демонстрирует силу», — сказал Чан о древних китайских техниках, демонстрируя мастерство ремесленников превращать металл в мифических существ или изображать природные сцены.
Современным эквивалентом может быть дарение замысловатых гравированных браслетов из желтого золота на китайских свадьбах, которые семьи дарят молодоженам, чтобы даровать благословение и богатство. Чан добавляет: «Обручальные кольца — один из важных секторов нашего бизнеса. То, какое кольцо вы выберете, может отражать личную ценность, и я считаю, что наш процесс мастерства также может передавать культурные истории».
Austy Lee
Хотя Ли традиционно использует золото, он также включил в индивидуальные украшения японские шпильки периода Мэйдзи. «Это золото обработано лаком, и различные полировки [техники] придают ему различные узоры. Эти изделия — сокровища — люди забыли эти техники, и некоторые говорят, что они старомодны, но я думаю, что они интересны».
Золото остается самым популярным металлом в Китае и по всей Азии, и Мэйлань сочетает его с жадеитом в бесполых стилях, создавая минималистичные ожерелья с подвесками, которые делают драгоценные материалы доступными для повседневного ношения.
В эпоху династий Тан и Сун [первый и второй века нашей эры] серебро играло большую роль в качестве валюты и артефактов, чем ювелирных изделий, хотя есть примеры того, как его использовали в качестве заколок для волос во времена династии Цин [17-20 века].
Серебряный браслет-дракон от Meilan
«Серебро — это культурное отражение британского общества — Кантон экспортировал серебро в Великобританию [в XVIII веке в обмен на опиум], которое они использовали для столового серебра», — объяснил Чан. Это следует за модой на китайский стиль того периода, которой восхищались по всей Европе, и вводит термин «экспортное серебро» для изделий, созданных азиатскими серебряных дел мастерами, которые удовлетворяли вкусы иностранцев.
Эти вкусы продолжают влиять на ювелирное дело и сегодня. «Стерлинговое серебро более податливо и легче поддается обработке, чем золото или платина. Это одна из причин, по которой людям нравится делать из него украшения», — сказал Чин.
Чан соглашается: «Серебро — хороший, чистый материал. Он доступен по цене, и при этом мы все еще можем использовать многие из этих традиционных техник в наших проектах».
Интерес Ли к истории ювелирных изделий, которую он преподавал в Гонконгском баптистском университете, сформировал его дизайнерский дух и объясняет использование им драгоценных камней, таких как рубины и изумруды. Раньше их использовали для головных уборов императоров, и только в недавнем прошлом к ним возник больший интерес со стороны общественности.
Чан заметил схожие тенденции: «В последнее десятилетие китайские покупатели жаждали иностранных материалов, расширяя свои представления о ювелирных изделиях за счет традиций западных драгоценных камней».
«Около 50 лет назад люди с новыми деньгами собирали камни из Таиланда», — сказал Ли. «Около 30 лет назад они обращались к таким брендам, как Cartier, за вдохновением в искусстве и дизайне. В последние 10 и 20 лет люди ходили на аукционы, чтобы инвестировать в камни, но сегодня больше интереса к созданию личных произведений.
«Как китайский дизайнер в глобализованном мире, я считаю важным, чтобы покупатели понимали свое наследие через дизайн».