Тема «неженских» украшений эпизодически выходит на первый план, в среднем каждые десять лет. Дискуссия, в основе которой лежит почти экзистенциальный вопрос: поддастся ли мужчина снова песне золота, рубинов, изумрудов, сапфиров и других бриллиантов, которые носили древние монархи, чтобы продемонстрировать свой вкус и власть? Ответ не очевиден. За исключением нескольких американских рэперов, горстки азиатов, недавно ставших миллиардерами, и нескольких дряхлых махараджей, подавляющее большинство мужчин до сих пор были относительно нетронуты какими-либо драгоценностями. Коллекция тканевых браслетов, которые отвратительно распадаются на запястье, иногда обручальное кольцо, а то и цепочка или перстень с печаткой до сих пор составляли его повседневную рутину.
Однако эта модель украшений вот-вот будет поколеблена тенденциями, пропагандирующими «гендерную текучесть», короче говоря, право принимать на себя физические и материальные атрибуты, которые когда-то определяли другой пол. «Когда меня спрашивают: «Кто такая женщина Boucheron?», я бы ответила, что это может быть мужчина», — отмечает Клэр Шуан, художественный руководитель бренда. Я ненавижу клише. Мы не загоняем наших клиентов в рамки. Некоторые изделия из нашей последней коллекции высокого ювелирного искусства идеально сидят на мужских манекенах, и именно на них мы их и представили. Почему бы мужчине не позволить себе уникальную вещь и не поделиться ею с близким человеком? Тем более, что модели часто трансформируются, как, например, эти ожерелья, центральный мотив которых становится брошью, браслетом или серьгами».
Некоторые украшения с бриллиантами носят мужчины, считая их признаком элегантности.
После выпуска коллекции высокого ювелирного искусства в стиле ар-деко компания Boucheron заказала исследование влияния и восприятия концепции «гендерного флюида» в шести географических регионах. Корея, Китай и Япония возглавляют список стран, восхваляющих эту гендерную текучесть, Соединенные Штаты находятся в середине, а Франция и Ближний Восток находятся в конце списка, причем француженки на самом деле не одобряют то, что их половинка может присвоить фамильные драгоценности...
На самом деле, если азиатским покупателям, кажется, легче — во всех смыслах этого слова — позволить себе необычные драгоценности, некоторые из которых стоят более миллиона евро, то западные мужчины все равно могут поддаться искушению, вдохновившись новостями моды, кино и музыки, которые привыкли изображать усыпанных бриллиантами мотыльков на красных дорожках и международных сценах. «В течение нескольких лет мы замечали, что некоторые изделия с бриллиантами, такие как броши, серьги и часы, носят мужчины, которые воспринимают их как признак мужской элегантности, способ выделиться», — отмечает Сириль Виньерон, генеральный директор Cartier. Хотя ничто не подчеркивает черный цвет больше, чем черный смокинг, его украшение ромбовидным узором может изменить образ».
Когда речь заходит о повседневных украшениях, споры становятся менее гендерными. Мало того, что большинство игроков на Вандомской площади предлагают «бесполые» линии, одинаково ориентированные на оба пола (Love и Juste un Clou от Cartier, B.zero1 от Bulgari, Quatre от Boucheron и т. д.), так еще и дизайнеры не рассуждают больше в этом плане. «Определил ли Жан Динь Ван пол» своего браслета Menottes, когда он его разработал в 1976 году? Нет. Не более, чем уроженец Тулузы Марк Делош, который занимается дизайном ювелирных изделий унисекс уже двадцать лет: «Когда я начинал, мужчины чаще покупали серебряные модели, которые считались более сдержанными и воспринимались не как украшения, а как аксессуары; Сегодня они уже не стесняются носить браслеты и изящные кольца из желтого или розового золота. В девяти из десяти случаев первую золотую подвеску им подарила женщина. Даже если они смешивают их с каменными подвесками, это ключ к ювелирному искусству. Никто не знает, что он раскроет.