Современные мастера: «Парящая закрепка» от Фэн Джей как ювелирная живопись
Если техники, с помощью которой вы могли бы воплотить свою идею, не существует, у вас есть два варианта: направить идею в другое русло или же изобрести что-то новое. К огромному удовлетворению поклонников ювелирного искусства китайский мастер Фэн Джей (Feng J) выбрала второй вариант и в 2017 году представила миру технику «парящей закрепки». В этой статье я расскажу о беседе с бизнес-партнером ювелирного дома Feng J Дэвидом Цзуй о принципах, лежащих в основе работы этого выдающегося современного ювелира, который недавно представил свои новые творения на Design Miami/Podium Shanghai.
Яне в первый и уж точно не в последний раз пишу о технике «парящей закрепки», которую изобрела Фэн Джей. Практически все ювелирные дизайнеры стараются создать нечто уникальное, что будет ассоциироваться только с ними. Фэн Джей удалось это сделать в 2017 году, когда она использовала тонкие, почти незаметные закрепки на камнях в огранке «двойная роза», чтобы добиться эффекта «парящих» камней. Если вы не видели результата, то я бы описала его как витраж, который не распадается, даже если вытащить свинцовую основу. Это выглядит нереально, это настоящая магия, которая завораживает смотрящего.
Конечно, «парящая закрепка» – это не только ювелирная техника, это еще и ощущение невероятной легкости, которое достигается благодаря очень тонким камням (некоторые из них всего 1–1,2 мм толщиной), цветовой палитре и изящным формам. Многие пытаются имитировать эту технику, однако изделия Фэн Джей отличает сбалансированная палитра и драгоценные узоры, напоминающие паззлы… недаром говорят, что «подражание – лучший комплимент».
В этом году бренд празднует пятилетний юбилей и наслаждается заслуженной славой. Недавно он переехал в отель Capella на территории бывшей французской концессии в Шанхае, обладающий всеми атрибутами истинной роскоши. Дэвид Цзуи, бизнес-партнер Feng J, размышляет над историей появления «парящей закрепки» и объясняет, в чем ее ценность для мира высокого ювелирного искусства. «Техника “парящей закрепки” – в чистом виде воплощение стиля Фэн, а именно “живописи с помощью драгоценных камней”. Фэн родилась в творческой семье, ее прадед был художником, и это влияет на ДНК ее бренда».
Когда у Фэн появляется идея, она начинает подбирать подходящие камни в огранке «двойная роза». У этих камней с обеих сторон мягкие, отражающие свет грани, а из-за своей тонкости они обладают более плавными переливами цвета, тона и насыщенности. В сочетании они дают акварельный эффект или ощущение, что по холсту проскользила кисть мастера. Дэвиду Цзуи эта техника напоминает импрессионизм или пуантилизм и работы Жоржа Сёра. Общая картина становится ясна, только когда все цвета и формы расставлены по местам. «Фэн всегда ищет способ выразить свой живописный стиль в ювелирном искусстве. Она играет со светом, тенями и оттенками, подобно художнику… именно поэтому она использует камни в огранке “двойная роза”, которые для нее создает один европейский огранщик», – говорит он.
Чтобы понять стиль Фэн, нужно отойти от «коммерческого» подхода к камням, где центральную роль играют каратный вес и насыщенность цветов. Художественное чутье приводит Фэн к более сложным оттенкам, переливам и градиентам, которые далеки от рыночных представлений о ценности. Между прочим, сама Фэн любит говорить, что ей нравятся камни серых оттенков, что подтверждает ее стремление к сложным цветам и драгоценному разнообразию, с чем не всегда согласны торговцы драгоценными камнями.
«Вместе с огранщиком Фэн изучает более разумные способы огранки. Тонкие камни более легковесны и изящны. В будущем у Фэн будет собственная матрица – личная коллекция – цветных камней в огранке «двойная роза», которую она будет использовать как палитру для своих драгоценных полотен. Сейчас же она индивидуально ограняет каждый камень под конкретное изделие», – говорит Дэвид.
Такой подход позволяет по-новому раскрыться таким популярным камням, как изумруд, рубин и сапфир. «Эта огранка полностью меняет ощущение от камня, – объясняет Дэвид. – Это вроде бы изумруд, но не изумруд. Это вроде бы рубин, но не рубин. Каждый камень тонок, обладает уникальным внутренним огнем, а также мягко и женственно отражает свет. Кроме того, Фэн очень любит шпинель и часто использует ее в своих украшениях».
Работая над очередным изделием, Фэн должна найти идеальное место для каждого камня, чтобы он сочетался с соседним, участвовал в создании градиента и узнаваемой формы, например, пера, листа или цветка. «”Парящая закрепка” позволяет создать что-то наподобие паззла. Фэн так подбирает камни, чтобы они выстроились в идеальный силуэт и структуру, напоминающие живописное полотно. У каждого камня есть свой номер, и она пытается собрать их в единую картину – это очень сложный и трудоемкий процесс. В случае неудачи его приходится начинать с начала. “Парящая закрепка” – это не только ювелирная техника, но и “искусство предвидения”, ведь нужно сразу понимать, как расположить камни и что из этого получится», – продолжает Дэвид.
Ювелирный дом Feng J производит не более 40 изделий в год, и иногда они выставляются на аукционах. Многие из них – абстрактные изображения природных мотивов из золота с гальваническим покрытием или пастельных оттенков с камнями в «парящей закрепке». Всё, что касается техники «парящей закрепки» – история ее создания, художественная составляющая и красота самих изделий – не оставляет сомнений, что Фэн действительно является выдающимся молодым мастером и олицетворяет «будущее высокого ювелирного искусства».