Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Винтажные украшения: мода с душой

8 октября 2015
Редакция

Кто из нас по малолетству не заглядывал в мамину шкатулку, опасливо озираясь на дверь? Тяга к солидным драгоценностям соблазнила даже хоббитов, что уж говорить о нас, юнгах советского детства. Содержимое материнских ларцов (при наличии их в принципе) было, как правило, схожим: пара золотых комплектов с красным камушком, подвеска с прибалтийским янтарем, увесистые финифтяные серьги, бусы «Яблонекс» или браслет из крымского дерева, привезенный из отпуска.

Но иногда в шкатулках попадались странные предметы, идентифицировать которые ребёнку было не по силам: тот самый «винтаж».

Американская винтажная бижутерия (это и другие фото — из коллекции магазина винтажных украшений 20/80, читайте в конце статьи интервью с его хозяйкой Светой Богдановой):

Что считается винтажной бижутерией?

Винтажными считаются подлинные вещи возрастом от 20 до 50 лет (старше 50 относят уже к антиквариату). Эта, к сожалению, слабо оцененная в нашей стране категория включает самые яркие и лучшие маркеры моды прошлого — желательно в хорошем состоянии и годные к ношению. Запомним: не всякое старьё — винтаж!

Винтажными могут быть как драгоценности, так и (гораздо чаще) бижутерия. Эффектный, безупречно сохранённый винтажный образец бижутерии из малотиражной коллекции, иногда от закрывшейся ныне фирмы, может перевесить в цене типовое ювелирное изделие, пускай и аналогичного периода. Винтажные украшения часто сопровождает клеймо фирмы. Цену формирует баланс между состоянием вещи, её художественной ценностью, материалами и степенью растиражированности.

Гигантская брошь в виде собаки с красной эмалью, Франция, 1960-70-е гг.; мексиканец на ослике, Франциско Ребахез (или, в американской традиции, Фрэнк Ребаджез), 30-40е гг.:

Броши и пластики

Любители украшений 1930-80-х годов выпуска давно «полюбили» броши – самый распространенный жанр тех времен. Сейчас этот аксессуар переживает второе рождение, в том числе за счет его «винтажного» флера. И именно броши — возможно самые частые гости разнообразных винтажных бутиков. Ну а кроме привычных нам сережек, браслетов и колье, в винтажных лавках можно набрести на артефакты довольно экзотические. Примеры – различные клипы на платье или пальто, сменные пряжки для ремня, декоративные булавки и даже насадки для обуви с декоративными элементами.

Довоенные клипы для платьев («дресс-клипы»), Дания, 1900-20-е гг. Подобные украшения носили как брошки, зажимы для платков, или украшение для шляп или меха:

Винтажные украшения чаще всего выполнены из латуни, меди и других недрагоценных сплавов, иногда с серебрением или позолотой. Из техник характерны филигрань, подвески, планки с эмалью или патиной, а из вставок — камни, но чаще всего – цветное стекло как имитация камня, пластик, или стразы.

Пластики в винтажных украшениях заслуживают отдельного внимания. Разные фирмы и дизайнеры находили свои идеальные формулы «приготовления» пластиковой основы для украшений. До 1950-х популярным материалом был бакелит, после Второй мировой войны признанный на Западе устаревшим. Бакелит имел «нехорошее» свойство достаточно легко расплавляться, зато позволял наносить интересные резные орнаменты. И пока СССР штамповал бакелитовые лампы (промышленность, естественно, важнее «безделушек»), коллекционеры Запада охотились на бакелитовые броши и клипы для платьев 1930-х годов.

Винтажные украшения из пластика: 1) б'рошь в виде цикады, бакелит, Франция 1930-50-е гг., 2) к'оллекционные браслеты из бакелит и люцита 1930-60-е гг.:

Известные бренды украшений «винтажного фронта»

Родина бижутерии — Франция (от фр. bijouterie). Именно там в конце 18 века первыми появились соответствующие мануфактуры. Правда, в середине 1950-х европейская бижутерия была буквально сметена волной роскошных украшений американского производства. Объёмы производства в США были несравнимы со «старой Европой», и сегодня основу винтажного ассортимента на рынках разных стран формирует именно американская брендовая бижутерия.

Ценность бижутерии именитых модных домов буквально взлетела с середины 20 века. Такую бижутерию порой называют «костюмной», и это понятие изобрела в начале 20 века Коко Шанель. Франция в то время подняла налоги на украшения, а на одежду – нет, и Шанель «прописала» бижутерию как неотъемлемый аксессуар к женскому костюму, подобно ремню или галстуку для мужского.

Коллекционные броши из США от фирм Pomerantz и Reja — середина 20 века:

Бижу-мануфактуры основывались и закрывались. Например, компания California Perfume Company из Нью Йорка была основана в далёком 1886 году. А в 1939 году её переименовали в Аvon – знаменитую по сей день компанию с «сетевым» подходом к продаже изделий, эксклюзивные коллекции украшений для которой придумывали лучшие дизайнеры того времени, и даже звезды (например, Элизабет Тейлор). Кстати, другая знаменитость в мире бижутерии Кеннет Джей Лейн (марка KJL)– также одно время сотрудничал с Эйвон.

Среди других известных фирм по производству украшений, чья продукция до сих пор востребована в среде любителей винтажа – английские Miracle и Askew London, американская Trifari , итальянская Florenza и многие другие.

Винтаж или «винтажный стиль»?

В отличие от подлинно винтажных изделий, «винтажный стиль» подразумевает современные вещи, стилизованные под продукцию определенного времени. Такая «честная стилизация», или «винтаж для рациональных» — крепкое направление бижутерии, представленное многими бижутерными фирмами. Продукция этого рода имеет понятные плюсы: она новая, недорогая и пользуется спросом.

Кроме стилизованных украшений на рынке, к сожалению, попадаются и фальсификации. Фальсифицированное украшение – это подделка под определенный бренд вплоть до наличия клейма. Но есть и хорошие новости: подделка имеет экономический смысл только в случае, если речь идет о сверх популярном сегодня бренде (например, таком как Шанель). Если увлеченный покупатель «выбирает сердцем», а не «по причине известности», то риск столкнуться с фальсифицированным винтажным изделием почти нулевой.

С 1990-х годов и по сегодняшний день сохраняет популярность новое направление – винтажный ресайклинг, точнее – апсайклинг. Английский термин upcycling появился как раз в 1990-х и означает «креативное» повторное использование вещей либо их переделку во что-то новое, более ценное или красивое. Авторы такого рода украшений могут составить новое колье или браслет на основе современной цепочки, но с подвесками, снятыми с утратившими товарный вид украшений прошлых лет. Вещи, потерявшие ценность, разбираются на элементы, в которые «вдыхается новая жизнь» в новом украшении.

Португальская филигрань, 1920-е гг., серебро:

Украшение-талисман «Лапа куропатки», Lucky-Grouse, 1950-60-е гг., компания Miracle:

Где купить винтажные украшения?

Итак, не будем робеть: практика критерий познания. Может вы и не просеивали строительный мусор в сносимых арбатских домиках, но посетить винтажную выставку, например московские – «Блошиный рынок» или «Бижутерия от винтажа до наших дней» — вполне способны. Кстати, другие ювелирные выставки чаще всего тоже включают винтажный ассортимент.

Кто покупает винтажные украшения? Вопросы эксперту

Чтобы разобраться в винтажной теме чуточку глубже, мы попросили прокомментировать нашу статью специалиста.

На наши вопросы отвечает Света Богданова — писатель, культуролог, блогер и хозяйка необычного московского магазина винтажных украшений 20/80, в котором каждую неделю проходят интересные лекции и события (адрес магазина 20/80: Москва, м. «Красные Ворота», ул.Садовая-Черногрязская, 8, стр. 3,).

Кто сегодня покупает винтажные украшения, и для чего люди это делают?

Сегодня винтаж в моде. И это не случайно. Люди устали от ширпотреба, а винтаж — это необычно, изысканно. Кроме того, винтажные украшения будят яркие эмоции, они — воплощенная история культуры и история моды. И среди них легко найти для себя символ, который поможет выразить вам себя.

Например, если у вас романтическое настроение, то кольцо в виде двух рук, держащих сердце (традиционный мотив в ирландской ювелирке) вам вполне подойдет. А если воинственное и вы готовы к решительным действиям, — то геральдическая брошь из далеких 1940-х — то, что поддержит ваш настрой.

Винтаж — это увлечение интеллектуалов и, так сказать, трудовой богемы. Среди моих клиентов, например, есть журналисты, рекламисты, бизнес-леди, финансисты, телевизионщики, актеры.

Где лучше всего искать такие украшения, и как понять, стоит ли изделие тех денег, что запрашивает продавец?

Удивительный миф о винтаже и антиквариате — будто продавцы хотят «задрать» цену и нажиться на покупателе. Как правило, подобные вещи (и украшения в том числе) стоят ровно столько, сколько за них запрашивают. Это по большей части предметы в единственном экземпляре (созданные в доконвейерную эпоху или дошедшие до наших дней в весьма небольшом количестве). Сколько вообще может стоить такая вещица? Как вы думаете?

Когда во время лекций я задаю такой вопрос, мне обычно отвечают: на блошином рынке в США эта брошь стоит один доллар. На это я всегда могу сказать: поезжайте в США, но при этом не забудьте посчитать, во сколько вам обойдутся билеты, размещение, проживание, поездка на блошиный рынок. Конечно, в Москве такие украшения стоят дороже, чем, например, в какой-то американской провинции (где обычно и проходят большие «блошки»). Но ведь и апельсины у нас стоят дороже, чем в Марокко, разве нет? :))

Винтажные и антикварные украшения лучше всего покупать у тех, кому вы доверяете и кто вам нравится как продавец. Но, по-моему, это правило касается абсолютно любых покупок.

«Злачные места», где можно купить винтажные украшения: блошиные рынки, ярмарки, интернет, антикварные магазины, тематические выставки-продажи. Таких мест много.

Какие украшения продаются в вашем магазине, и по какому принципу вы их подбираете?

В моем магазине очень много украшений из Европы. Мне очень нравятся французские и датские украшения, они очень узнаваемые и очень необычные. На российском рынке винтажа очень много представлено украшений из США. У меня же их совсем не много — наверное, не больше четверти всего ассортимента. Мне нравится отличаться:))

А основной принцип при выборе украшений — это, конечно, любовь. Ведь эти украшения несут в себе эмоцию, и сильную эмоцию, концентрированную. Чтобы работать с такими вещами, их нужно очень любить. Что я и делаю:))

Некоторые люди стараются избегать в своем гардеробе любых вещей, которые до них носили другие, особенно украшений — колец, часто из суеверных причин. Как такие страхи сочетаются с модой на винтажные изделия?

Один из самых частых вопросов неискушенных покупателей: энергетика. А как же так, это же кто-то носил… Это вещи, владельцы которых умерли… На это я всегда отвечаю: не знаю ни одного бедного, больного, несчастного любителя антиквариата. Это, как правило, гурманы и сибариты, люди, привыкшие наслаждаться жизнью. Они любят красивые и качественные вещи, и их выбор винтажа и антиквариата не случаен: сейчас просто ничего такого не делают!

Ну, и, конечно, с мистической точки зрения эти вещи — предметы силы, так сказать. Они пережили войны и экономические кризисы, их хранили, их не выбрасывали, не переплавляли. И подобные украшения делают своих владельцев только сильнее. Конечно, если владельцы им соответствуют:))

Нужно ли обладать особым умением «правильно» носить винтажные украшения?

В современном мире, где господствует «фьюжн» и эклектика, жестких правил, как и что лучше носить, быть не может. Поэтому — самое главное правило: слушайте себя. Если у вас улучшается настроение, когда вы надеваете ту или иную вещь, — значит, она «ваша» и вам идет.

Некоторые стилисты утверждают, что носить одновременно металлы разных оттенков — моветон. Я совершенно с этим не согласна. Порой такие «миксы» смотрятся очень ярко и интересно. Но если все же вам сложно «смешивать» сплавы, попробуйте для начала выбрать украшение, которое сделано из двух или трех сплавов. В винтаже такое тоже не так часто встречается, поэтому я рекомендую выбирать модернистские броши из меди, латуни и сплава под серебро. Или, например, украшения от Лиз Клэборн образца 1970-80-х гг. (она очень любила делать броши и браслеты из металлов под серебро и золото).

С такой бижутерией уже легко сочетать, скажем, золотое кольцо и серебряные серьги. Это — тот самый компромисс, который позволит вам найти «свое» сочетание.

Не бойтесь ярких и крупных украшений. Мелкие украшения, к которым нас приучила советская эпоха, на самом деле оптически теряются, не выделяются, и уж тем более никак не помогают нам выразить себя. Чтобы понять, что человек вкладывал в свой образ, нужно все как следует рассмотреть. А если в создании образа участвовали слишком мелкие украшения, то как же можно «прочитать» то послание, которое они несут?

Обычно мне говорят: «Мне нравятся крупные украшения, но я не знаю, с чего начать». В таких случаях я советую попробовать подобной эффектной брошью заколоть шаль, платок или палантин. Еще один предмет одежды, который мало кто украшает, — пальто. Рискните прикрепить массивную брошь на лацкан пальто, — это может помочь вам начать выражать себя через крупные украшения.

''Автор статьи Эльвира Свиридова.

С экспертом беседовала главный редактор Ольга Кулейкина.''

Источник: juvelirum.ru
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом