Долгое время в как в обществе, так и в среде ювелиров бытовало поверье, что поломанный драгоценный камень счтается «несчастливым». Но в прошлом году их судьба, благодаря усилиям нескольких ювелирных компаний переменилась.
Во время поездки в Японию в 2019 году креативный директор итальянского ювелирного бренда Pomellato Винченцо Кастальдо предложил Майе Хигути, токийскому эксперту по искусству кинцуги создать совместную коллекцию. Кинцуги — это традиционная японская техника, при которой потрескавшуюся керамику чинят с помощью лака, сделанного из сока дерева уруси, а затем подчеркивают трещины порошком золота или других драгоценных металлов.
Pomellato — один из нескольких брендов, которые решили применить эту технологию для создания особой коллекции ювелирных изделий, которая включает в себя поврежденные камни гагат и кахолонг, которые г-жа Хигути отремонтировала, добавив 24-каратное золота в места трещин. Эти камни затем стали центральной частью коктейльных колец, подвесок или серег-подвесок. Украшения были распроданы мгновенно, более того, клиенты теперь запрашивают создать для них изделия с камнями, реставрированными в технике кинцуги.
Своеобразный характер произведений соответствует духу момента, поскольку сегодня в моде инклюзивность и быть особенным, не таким, как все — важная составляющая красоты.
Pomellato также создали уникальную брошь с камеей, приобретенной в свое время для специального проекта. Она сломалась и четыре гогда хранилась в сейфе, пока г-жа Хигути не подарила ей вторую жизнь.
Существует множество теорий относительно истории происхождения техники кинцуги: согласно одной, японский сёгун был недоволен неуклюжим ремонтом китайского мастера своей чайной чашки и тогда местные мастера придумали более приятное решение. Согласно другой теории кинцуги изобрели самураи, чтобы восстанавливать поврежденные подарки своих хозяев. «Таких историй тысячи», — сказал Ику Нишикава, специалист по кицунги. Тем не менее, отметила она, общепризнано, что эта практика восходит примерно к 16 веку.
По словам г-жи Нишикавы, кинцуги — это интенсивный процесс. «Лак уруши очень сложно обрабатывать и обрабатывать самостоятельно. Чтобы стать настоящим мастером, нужно потратить много времени».
Джордж Инаки Рут, основатель ювелирного бренда Milamore, нанял одного из таких специалистов для создания своей коллекции кинцуги. Он вырос в Японии, где впервые столкнулся с этим видом ремесла, а сейчас живет в Нью-Йорке.
Рут создал два предмета, используя традиционную технику кинцуги с помощью Кохеи Киримото, ремесленника в восьмом поколении семьи, занимающейся изготовлением лакированных изделий. Рут разбил образцы белого и серого перламутра, затем собрал получившиеся фрагменты в пару серег и подвеску, а г-н Киримото скрепил их лаком уруши. После сушки, длящейся несколько недель, мастер нанес порошок из 18-каратного золота. В результате получились лоскутные изделия с переливчатым блеском перламутра, сиянием золотых швов и украшенные бриллиантами (на фото выше).
Рут хочет, чтобы Milamore стал платформой для продвижения и сохранения японского мастерства а также познакомить своих сверстников с древним ремеслом. «Когда я впервые показал работы в Токио, — сказал он, — большинство людей моего возраста — миллениалы — не знали, что такое кинцуги».
Большая часть коллекции Milamore Kintsugi вдохновлена техникой кинцуги, но не используется напрямую. Изделия из 18-каратного золота, иногда с бриллиантами, имеют зубчатые линии, напоминающие трещины в разбитой керамике. Кольца, браслеты и другие предметы на коже создают впечатление, будто они сами подверглись лечению кинцуги.
Milamore Kintsugi
Будь то украшения или отремонтированная керамика, «золото подчеркивает то, что когда-то было разбито, но также подчеркивает силу и устойчивость», — сказал Рут. «У меня есть клиенты, которые носят их как обручальные кольца, или когда кто-то только что развелся, они покупают кольцо кинцуги для себя. Это то, что касается каждого человека».
Эдеен, канадский ювелир, живущая в Париже в 2021 году создала этот кулон, как дань уважения искусству кицунги. В этом украшении золото заполнило пустоту в дубовой щепке, снова сделав ее цельной. «Кинцуги — это искусство, использующее эмоции», — сказала она.
Для дизайнера из Сиэтла Джейми Джозеф драгоценности, интрес к искусству кинцуги возник при просматривании ленты Фесбука, в которой появилось изображение керамической чашки, ремонт которой был произведен в этой технике. Изображение сопровождало сообщение об «уважении недостатков», и тогда она начала изучать возможности применения техники к созданию украшений. У проекта была практическая цель: «У нас есть чаша, в которую мы складываем все наши битые камни. Использование кицунги дает прекрасную возможность переработать их». В результате коллекция была названа Golden Joinery - одно из немногих общепринятых английских переводов кинцуги. Это потребовало воссоединения камней, которые были сломаны пополам или на треть («как пазл»), и разработки ручного метода соединения кусочков лентами из 22-каратного желтого золота. По ее словам, в первый раз, когда она предложила эти предметы в 2015 году, «они сразу же были распроданы». Но, несмотря на такую популярность, новые изделия она создает только тогда, когда при производстве других ее коллекций ломаются камни. «Для меня важно, что мы действительно занимаемся апсайклингом. Я не хочу найти крутой камень и разрезать его».
Jamie Joseph, колье из окисленного серебра и золота с малахитом и бриллиантами
Еще несколько украшений, выполненных в технике кицунги:
Seiko Kitagawa, фарфор, золото
Sassi Fine lewellery
Mora Approved
Ювелирный мир долгое время был традиционным и даже консервативным, а общество так одержимо совершенством. Однако ювелиры экспериментируюя с технологиями и материалами, предлагают уйти от этого, расширяя горизонты искусства.