Есть два момента в истории браслета-кафф (манжета) - модели, вдохновленной манжетами рубашки,- которые сразу приходят на ум: встреча Коко Шанель и герцога Фулько ди Вердура, который первым преобразовал портновский элемент рубашки в украшение, а также культовый браслет «Bone Cuff», созданный Эльзой Перетти в начале 1970-х годов для Tiffany & Co., браслет, положивший начало маст-хэву, который никогда не выходил из моды. Но и имеет гораздо более древнюю историю.
Стиль, история которого насчитывает тысячи лет, уже давно ассоциируется с властью. Браслеты-манжеты одними из первых носили древние египтяне и майя.
Древние египетские манжеты, которые, как полагают, принадлежали женам Тутмоса III, правившего Египтом более 50 лет (Источник: Музей Метрополитен)
Ко времени Первой династии (около 2680 г. до н.э.) египтяне носили жесткие золотые манжеты, которые открывались и закрывались с помощью шарнира. Порой они инкрустировались полосами полудрагоценных камней и цветным стеклом, которое было чрезвычайно редким и дорогим. По свидетельствам ученых, даже в начале нашего века одна стеклянная бусина на базаре торговалась за шкурку куницы. В культуре майя сложные золотые украшения играли неотъемлемую роль в королевском дресс-коде. Браслеты-манжеты, важный показатель ранга, носил только высший представитель власти.
Однако манжеты не обязательно должны были быть сделаны издрагоценных металлов, чтобы указывать на статус владельца. В западноафриканском королевстве Бенин, которое достигло пика своего могущества в 16 веке, материалы, наполненные духовным смыслом, такие как слоновая кость, коралл и латунь. Браслеты украшались символами, которые связывали вождя (мбара) с его духовным двойником, морским богом Олокун (аналог Посейдона), который традиционно изображался в виде мужской фигуры с илистыми рыбами вместо ног.
На браслете из слоновой кости изображен вождь африканского королевства Бенин (Источник: Британский музей)
Индейцы веками носили кожаные манжеты или искусно вышитые бисером тканевые манжеты. В конце 19 века они научились у испанцев обрабатывать серебро и начали создавать красивые узоры с серебряными листьями, цветами и бусинами. Их часто украшали камнями, например бирюзой. Эти манжеты имели духовную, эстетическую или денежную ценность. Несколько манжет носили, чтобы показать статус матриарха или патриарха.
Манжеты с мальтийским крестом стали одним из самых культовых дизайнов в истории ювелирного дела.
Дизайн браслета-манжеты в западной культуре не появлялся до 1930-х годов, отчасти из-за непомерно высоких затрат на создание ювелирных украшений в такой форме. Коко Шанель решила эту проблему, попросив своего друга и ювелирного дизайнера Фулько ди Вердура вставить некоторые из ее камней в браслеты из недрагоценных металлов, покрытые белой эмалью. «Она и де Вердура просто хорошо проводили время. Они так непочтительно относились к использованию материалов и уровню качества. Они просто стремились к эффекту», — говорит Марион Фазель, редактор интернет-журнала о ювелирных изделиях The Adventurine и эксперт по ювелирным изделиям 20-го века. Шанель любила свои манжеты с мальтийским крестом, чей дизайн является вольной интерпретацией звезды Мальтийских рыцарей, и ее редко можно было увидеть без них.
Манжеты Chanel в стиле знаменитого мальтийского креста недавно были проданы на аукционе Sotheby's (Фото: Sotheby's)
В 1960-х редактор легендарного журнала Hаrper`s Bazaar Дайана Вриланд, которая всегда стремилась эпатировать публику, также носила браслеты-манжеты. Чаще всего она ассоциировалась с парой браслетов, выполненных из слоновой кости, но также довольно часто она носила копии манжет Вердуры от ювелира Кеннета Джей Лейна. Кеннет Джейн Лейн (Kenneth Jay Lane - человек и бренд) - американский ювелир, украшения которого известны в Америке до сих пор. Создает изысканные ювелирные украшения, которые, как говорится, от настоящих не отличить) Король бижутерии, мастер "поддельных драгоценностей", он был одинаково популярен и среди тех, кто мог заплатить за подлинные драгоценности и среди демократичной публики. Копии драгоценностей у него заказывала даже Жаклин Кеннеди, чтобы спокойно носить их в то время, как оригиналы хранились в надежом сейфе.
Диана Вриланд в украшениях Кеннет Джейн Лейн (Kenneth Jay Lane)
Диана Вриланд в браслетах-каффах
Мощный и женственный
Несмотря на некоторые интригующие изделия из бакелита, появившиеся в 1930-х годах, браслеты-манжеты в основном оставалась украшениями стильных бунтарей, таких как Шанель и Вриланд, пока Эльза Перетти не создала свою новаторскую манжету Bone в 1970 году. Ее чувственная волнистая форма, которая возвышается над костью запястья и обволакивает запястье был одновременно мощным и женственным движением прекрасно олицетворял эпоху. Как и сама Перетти.
Каффы Tiffany Bone от Эльзы Перетти (Источник: Tiffany and Co)
Страница «Кости» из книги Эльзы Перетти 1990 года «Пятнадцать из моих пятидесяти», посвященная ее 15-летию в Tiffany и 50-летию со дня рождения.
Родившаяся в одной из самых богатых семей Италии, Перетти была волевой молодой женщиной, которая была полна решимости идти своим путем. После периода модельной карьеры в Барселоне она приехала в Нью-Йорк и вскоре она стала одной из любимых моделей Хальстона, и именно по его предложению она начала создавать украшения для его коллекции, предприняв необычный шаг, работая с серебром, которое в то время считалось менее популярным, чем золото. Браслет-манжета Bone был одним из ее первых украшений и мгновенно произвел фурор, их носили Лайза Миннелли и Софи Лорен.
На протяжении 1970-х годов браслет-манжета стала излюбленным аксессуаром на запястье.
«Они действительно отражали женское движение, которое происходило в Америке в то время… у них был тот вдохновляющий силуэт, который можно проследить до греческих и римских времен», — объясняет Фазель. А поскольку они были сделаны из серебра, они были доступны не только элите. «Она была в курсе того, что происходило на улицах Нью-Йорка. Когда она начала работать в Tiffany в 1974 году, она дала интервью прессе, в котором сказала, что создает украшения для работающих девушек», — говорит Фазель.
На протяжении 1970-х годов манжеты стали излюбленным украшением на запястье, а поскольку цена на золото в те годы была неизменно низкой, то вскоре появились и более экстравагантные экземпляры. Джеки Онассис, как известно, надела пару чеканных золотых браслетов Van Cleef & Arpels на благотворительное мероприятие, где ее сфотографировали с Мухаммедом Али. Браслеты, выполненные в этрусском стиле, подчеркнули уверенную женственность, воплощением которой являлась Жаклин Кеннеди.
Браслеты-манжеты в этрусском стиле от Van Cleef & Arpels. Джеки Кеннеди и Мохаммед Али, 1977 г.
манжеты Van Cleef & Arpels. СОТБИС
В 21 веке интерес к манжетам возродился, чему, несомненно, способствовало их появление в популярных фильмах о супергероях. В «Черной пантере» их носит Дора Милахе, элитная группа женщин-телохранителей, которые также являются частью спецназа Ваканды. Проволочные манжеты, простирающиеся от запястья до предплечья, несомненно, выглядят мощно, а также достаточно красивы, чтобы их можно было носить в реальном мире. Вероятно, это связано с тем, что украшения, что необычно для фильма, были созданы ювелирным дизайнером Дорианой Флетчер.
«Я никогда не знала и не понимала, какое влияние это окажет на мир», - сообщила Флетчер в интервью, узнав, что миллионы людей посмотрели фильм. Флетчер работала для наступления этого момента на протяжении всей своей карьеры, начиная с того, что запустила свою линию с идеей создания украшений, отражающих женственность, культурную самобытность, духовность и божественную силу. «Моя цель - чтобы люди были смелыми и чувствовали себя красивыми в своей одежде», - говорит она о своем подходе к дизайну. «Не бойтесь рассказывать людям, кто вы».
Кадр из фильма "Черная пантера"
Браслеты подчинения Чудо-женщины, которые отражают пули и создают защитное силовое поле при столкновении друг с другом, являются высшим аксессуаром силы, хотя и недоступным для простых смертных.
К лету 2022 года, которое не за горами, браслеты-манжеты снова станут горячим трендом благодаря оригинальности новых разработок, переосмысленных дизайнерами в современном ключе. Браслет-манжета станет идеальным аксессуаром лета, при помощи которого можно персонализировать стиль одежды.
Золотой браслет Chanel Sunrise с эмалью и белыми и желтыми бриллиантами из коллекции Café Society
Кафф Chanel Midnight с черным ониксом и бриллиантами
Кафф Louis Vuitton из коллекции Acte V с черным ониксом, бриллиантами и грушевидным цаворитом.
Браслет Piaget из коллекции Extremely Piaget из белого золота с 870 бриллиантами классической огранки и девятью кабошонами из лазурита
Золотой браслет Piaget Extremely Piaget с эмалью, бирюзовыми бусинами и бриллиантами
Кафф Buccellati Lastra с рубинами и изумрудами круглой огранки, а также бриллиантами классической огранки.
Кафф из чеканного золота Blue Nile
Источники: