Оригинальная брошь Comète, созданная в 1932 году Габриэль Шанель для ее коллекции Bijoux de Diamants
Девяносто лет назад Габриэль Шанель представила первую в мире коллекцию Высокого ювелирного искусства «Bijoux de Diamants». В ней блистательно продемонстрирован принцип, которым неизменно руководствовалась Великая мадемуазель в своей работе: драгоценное украшение не должно стеснять.
«Лучший способ забыть кризис — любоваться новыми, красивыми вещами. Благо, искусные мастера и прекрасные женщины на них неизменно щедры». Габриэль Шанель
Журнал L’Illustration, ноябрь 1932
1932 год. К этому моменту вся жизнь вот уже три года как остановилась: «черный четверг» 1929 года столкнул мир в пучину Великой депрессии; от бурного расцвета 1920-х остались одни воспоминания. Времена стояли суровые: на дворе кризис, деньги стремительно обесценивались, потребительский спрос таял, работы становилось меньше, а проблем — все больше. Но именно поэтому 1932 год идеально подходил для того, чтобы рискнуть и дать окружающим надежду.
Лондонские торговцы алмазами решили, что настала пора оживлять рынок иобратились к Габриэль Шанель, которой тоже порядком надоело всеобщее уныние и упадок. Ведь красота — источник жизни, к ней можно стремиться, о ней можно мечтать. Так Великая мадемуазель придумала первую в истории Высокую ювелирную коллекцию «Bijoux de Diamants». Акции алмазных компаний взлетели уже через два дня — в этой сфере в одночасье наступила новая эра; жизнь начала налаживаться.
«Звезды! Что может подчеркнуть красоту вернее, современнее, на все времена?» Габриэль Шанель
Звезды напоминают плавающие и танцующие бриллианты. Так родилась идея, из которой выросли все ювелирные коллекции
CHANEL: любуясь звездами, Великая мадемуазель решила усыпать тела и волосы женщин метеоритным дождем, спустить солнце и луну на землю, чтобы они сияли на женских шеях и пальцах. «Bijoux de Diamants» — совершенное воплощение всей блистательной красоты мироздания, какой ее знала и ценила Мадемуазель Шанель.
«Бриллианты — это минимальный размер при максимальной ценности». Габриэль Шанель
Коллекция «Bijoux de Diamants» — свод ярких стилистических находок и озарений, эффектное приложение принципов Высокой моды к ювелирному искусству. В 1932 году Мадемуазель Шанель впервые в мире создала Высокую ювелирную коллекцию,
тщательно соблюдая единство места, времени и темы; ничего подобного ювелирное искусство эпохи не знало.
В сущности, с драгоценностями она делала то же, что и с нарядами Haute Couture: для начала продумывала силуэт и общую идею, подчеркивая красоту бриллиантов предельной лаконичностью форм. Она предпочитала классическую огранку и минималистичную оправу — такую, чтобы креплений вообще не было видно. Размер и камней, и самих украшений был тщательным образом просчитан, чтобы подчеркнуть идею непреходящей ценности, беспримесной чистоты и
неподвластности украшений сиюминутным прихотям времени и моды.
«Я подобрала формы, позволяющие подчеркнуть сверкающую красоту бриллиантов: звезды, кресты, ниспадающие волны, лучистые кабошоны». Габриэль Шанель
Вопреки несерьезному, казалось бы, названию, коллекция «Bijoux de Diamants» была ослепительна: почти 50 изделий из белых и желтых бриллиантов в платиновой и золотой оправе, придуманных так, чтобы их можно было носить по любому случаю;
чистый, дистиллированный блеск. 22 из дошедших до нас предметов составляют карту звездного неба с кометами, лунами и солнечными дисками. Еще 17 украшений развивают тему оптической иллюзии: они притворяются шелковыми бантами, колышущейся бахромой или невесомыми перьями; 8 предметов переосмысляют геометрическую строгость спиралей, окружностей, прямоугольников и крестов. Эти формы станут источником вдохновения на годы вперед; их предстоит исследовать и поворачивать разными гранями на протяжении столетий. Насколько мы знаем, существовали еще эффектные броши в форме цифр 3, 5 и 7 — но они исчезли бесследно.
Кометами и солнечными дисками — одинокими или тройными, несущимися в пустоте или выглядывающими из-за горизонта — Мадемуазель Шанель предлагала осыпать все тело: украшать ими пальто, пояса, лифы платьев. Хвосты комет и метеоров сверкали в мочках ушей, закручивались вокруг запястий, обнимали женщин за шею — но это всегда были разомкнутые объятия. Большая Медведица сверкала на груди, подчиняясь ритму дыхания. Камни, банты, перья и сверкающая бахрома в самых непредсказуемых местах и комбинациях придавали остроту нарядам и прическам; они подчеркивали линию ключицы или изящество руки. Для запястья, в частности, предлагалась вьющаяся бриллиантовая лента из черных и белых контрастных полос. До нас дошло 17 брошей, 9 диадем, 8 колье, 4 кольца, 3 браслета, 2 пары сережек, 2 пары часов и 2 драгоценных аксессуара, в том числе — портсигар, инкрустированный бриллиантами изнутри и снаружи. Все они решают одну, главную задачу: дают женщине возможность блистать.
Женщина должна быть вольна комбинировать луны, бахрому и банты так, как ей заблагорассудится, смешивать день с ночью, сочетая солнце с кометами, или превращать колье в тройной браслет, а кулон от него носить вместо броши. Эти украшения давали простор для множества вариаций и интерпретаций, чем восхищали журналистов всей планеты. Драгоценности можно было бесконечно менять, носить где угодно, как угодно, и когда угодно. Коллекция «Bijoux de Diamants» не следовала за модой, а переворачивала все представления о ней.
Мало того, что Мадемуазель Шанель совершила революцию в ювелирном деле — она изменила само представление о смысле и задаче драгоценностей. И здесь каждый шаг был продуман до мелочей. С 7 по 19 ноября 1932 года коллекцию «Bijoux
de Diamants» показывали на выставке; перед этим два дня шел закрытый предпоказ, куда толпами стекались великосветские дамы и журналисты. Даже даты были выбраны неслучайно, ведь под конец года все лихорадочно ищут подарки. Пригласительные открытки, напечатанные черным по белому шрифтом без засечек, сами по себе были образцом сдержанной элегантности. Входной билет стоил 20 франков; сборы жертвовались в пользу двух благотворительных организаций — Общества вспомоществования малоимущим матерям, основанного еще в 1784 году под покровительством королевы Марии-Антуанетты, и Общества
покровительства среднему классу, которое в то время возглавлял писатель Морис Доннэ. Габриэль Шанель впервые проявила себя с неожиданной стороны — как щедрая благотворительница и покровительница искусств (о том, что она еще с 1920- х годов поддерживала Сергея Дягилева и его «Русские сезоны», тогда мало кто знал).
Предпоказы по адресу рю дю Фобур Сент-Оноре, 29 начались с 5 ноября — символическая дата. Габриэль Шанель всегда представляла свои коллекции Haute Couture по пятым числам, в феврале и августе; счастливое число 5 дало название легендарному, созданному в 1921 году аромату, а в будущем — с февраля 1955 года — появится и сумочка с пятеркой в названии. Но все это впереди, а пока в изысканных интерьерах особняка Роан-Монбазон, построенного в XVIII веке и служившего Шанель пристанищем на протяжении почти десяти лет, стекалась светская и культурная публика заодно с представителями прессы. Под потолками с раззолоченной лепниной сверкали хрустальные светильники, отражаясь в бесконечных зеркалах, а среди лаковых ширм прогуливались Жан Кокто, Пабло Пикассо и Глория Свенсон. Хосе-Мария и Руасси Серт, Жорж Орик и дягилевская танцовщица Алиса Никитина любовались садами Елисейских полей из-под тяжелых бархатных портьер, обрамлявших французские окна в пол. Среди роскошных ковров были расставлены антикварные диваны и кресла, где куратор Музея декоративного искусства Луи Метман и византинист из Лувра Жорж Дютюи вели светские беседы с супругами Кола Портера и Альфонса Доде.
Прямо в гуще происходящего красовались стеклянные витрины на мраморных пьедесталах, залитые таинственным светом. Внутри находились восковые манекены, наряженные и накрашенные самой Шанель — казалось, они вот-вот заговорят. Их руки и шеи были украшены драгоценностями, чей блеск усиливался благодаря хитрой системе зеркал; она же позволяла разглядеть каждое украшение во всех подробностях. Свой ювелирный дебют Габриэль Шанель обставила с поистине сюрреалистической роскошью; из запертых витрин украшения выбрались на волю и Thanks to the Comité Jean Cocteau волшебным образом увлекали приглашенную публику за собой, к звездному небу, раскинувшемуся над пышными садами.
С момента премьеры прошло 90 лет. Отталкиваясь от революционной коллекции «Bijoux de Diamants», Ювелирная студия CHANEL предлагает заново осмыслить все ее основные сюжеты. Коллекция «1932» — это путешествие в пространстве и во времени, под небосклоном, испещренным звездами и планетами. Креативный директор Ювелирной студии CHANEL Патрис Легеро подхватывает небесную тему, сохраняя чистоту линий и стремление к полной свободе движений. Вот его комментарий: «Мне *Thanks to the Comité Jean Cocteau хотелось воскресить сам дух 1932 года, опираясь на три главных символа: комету, месяц и солнце. Каждое из этих небесных тел сияет собственным светом».
Классическая круглая огранка идеальных бриллиантов — знак вечности и бесконечности, а заодно и прием, позволяющий усилить сияние драгоценностей. Коллекция «1932» — это новая звездная карта. Здесь, конечно же, присутствует комета — легендарное разомкнутое колье, с которым украшения CHANEL вошли в историю. Метеоры летят по небосклону, оставляя за собой след, закрученный в спираль. Месяц, который в коллекции «Bijoux de Diamants» восходил лишь однажды, в версии «1932» предстает во множестве обличий и фаз: он даже успевает превратиться в полную луну, окруженную мерцающим гало. Но ярче всего сияет солнце с его всепобеждающими лучами.
Рисунок директора Студии создания ювелирных украшений CHANEL Патриса Легеро для колье Allure Céleste, 2022 г.
Ювелиры CHANEL обращаются к прошлому, чтобы лучше подготовиться к будущему; в итоге получаются живые украшения, которые органично сосуществуют с движениями тела. В коллекции 77 предмет, причем 12 из украшений — трансформеры, которые свиваются и развиваются на теле, рассыпая вокруг себя звездные блики. Спирали-галактики сделаны так, чтобы легко обвиваться вокруг запястья. Солнце подрагивает у основания шеи с каждым биением сердца. Всякая владелица украшений может по своей прихоти менять траекторию движения звезд и комет. Сапфиры здесь — синее ночи, бриллианты — ярче солнечных лучей, опалы — туманнее далеких галактик, рубины пылают, шпинель сияет, как утренняя заря, танзаниты манят небесной голубизной. Оригинальная коллекция была практически однотонной, симфонией чистого света, здесь же звучат глубокие цветные аккорды.
Главная гордость коллекции, колье Allure Céleste, — это исследование природы света, идущего по бескрайним небесам от звезды к звезде. Основу украшения составляют бриллианты круглой огранки; среди них еще ярче блистают удивительный по своей синеве овальный сапфир весом 55.55 карата и безупречный грушевидный бриллиант типа IIa, оттенка DFL, весом 8,05 карата. Гало, окружающие в этом колье-трансформере небесные тела, можно носить отдельно, как броши; центральная бриллиантовая нить превращается в браслет — и тогда колье становится короче. Здесь со всем блеском воплотилась мечта Мадемуазель Шанель, которая еще в 1932 году собиралась осыпать женщин целыми созвездиями бриллиантов.
Источники:
https://highjewellerydream.com/ru/1932-chanel-interview-patrice-leguereau/
https://www.titanium.lv/chanel-kollektsiya-1932-kole-allure-celeste/