Автор: Екатерина Кулешова, искусствовед
28 октября 2016 года в Российском Этнографическом музее были подведены итоги XII Международного конкурса молодых дизайнеров ювелирных украшений «Образ и форма». Работы участников представлялись на Международной выставке авторского ювелирного искусства в Мраморном зале.
В этом году Санкт-Петербургский Союз дизайнеров, стал информационным партнером форума и сегодня наш рассказ об итогах конкурса. Биеннале «Образ и форма» предоставляет возможность молодым ювелирам продемонстрировать свои новаторские идеи и нестандартное мышление в области современного ювелирного искусства. Каждый год задается определенная тема конкурсной программы, которая отражается и раскрывается в работах участников. В 2016 году мастера показывали через украшения свое видение того, как связан такой материал как бумага с ювелирным искусством, ведь темой конкурса являлась «Бумага и …». Тему определяет автор и главный организатор конкурса, президент фонда «Форма» – Галина Николаевна Ковалева.
В конкурсе участвуют две возрастные категории: художники от 15 до 30 лет и художники от 30 до 45 лет. Для участников старше, открыта программа форума и выставка работ вне конкурса. В каждой номинации: «Фантазия» и «Производство», есть две категории: «Изделие» и «Макет». Традиционно в программу форума входит культурная программа и лекции. Лекции читают члены жюри. Взгляд признанных профессионалов искусствоведов, всегда интересен.
Леонид Юрьевич Салмин, председатель жюри конкурса, кандидат искусствоведения, профессор Уральской Государственной Архитектурно-художественной Академии: «Встреча бумаги с ювелирным искусством – событие историческое. Движение бумаги и ювелирных украшений на встречу друг другу можно прослеживать на протяжении веков и даже тысячелетий. Мы являемся свидетелями того исторического момента, когда вдруг они встретились непосредственно в ювелирных изделиях. Движение можно начинать прослеживать с древних времен, с печаток, задача, функция которых запечатление и коммуникация. При этом параллельно развивалась культура материала, на котором должны были быть зафиксированы послания, тексты, сообщения. Первоначально это были папирус, пергамент, позднее – бумага. В этом смысле ювелирные вещи и бумага – элементы коммуникации, носители текста, сообщения, носители знака. Способность такой ювелирной вещи, как печатка, запечатлевать, изначально предполагает ее движение в сторону текста. Особенно хорошо видно сближение бумаги и ювелирного искусства в оформлении книги».
Представляем Вам работы, которые показались нам наиболее убедительными в своем дизайнерском решении раскрытии темы.
''Номинация «Фантазия»
Категория «Макет»
Возрастная группа от 15 до 30
1 место
ВЕРА КЛОЧКОВА Диадема
«Мысли в облаках»''
Участники конкурса представили различные подходы к отображению данной темы: одни – отталкивались от возможностей самого материала, его художественных средств, создавая украшение, отсылающее к скелету животного или демонстрирующее легкость и воздушность элементов. Другие – играли с кодами, известными знаками, воплощая их в нестандартных материалах.
Особенно хочется отметить решения, где не было бумаги как таковой, но ее выразительные возможности использовал испанский ювелир Ferran Iglesias Baron, выполнив украшение в серебре. Он воспроизвел в драгоценном металле «бумажный» конструктор, окрашенный в яркие, разноцветные тона, который возможно трансформировать и по разному компоновать. Художник подменяет материалы для моделирования формы, тем самым демонстрируя возможности одного материала в другом.
''Специальный диплом жюри
FERRAN IGLESIAS BARON
Коллекция «Оригами»''
Пример связи различных материалов – брошь Людмилы Сомовой. Интересный прием использует мастер в создании образа украшения, исполнив его в виде крыла, отсылающего к изображению стрекозы, делая акцент на связи бумаги и кварца, через миниатюрный элемент:
Людмила Сомова. Санкт-Петербург.
Брошь «Мгновение».
Бумага, серебро, кварц. 1 место.
Производство-Изделие.
Возрастная категория 31-45 лет.
Определенное кодирование используют Цагана Бадаева и Юрий Былков в кольце «К кофе». За основу взята всем известная бумажная упаковка сливок, воплощенная в дереве. Таким образом, осуществляется отсылка к материалу, из которого выполнен сам продукт и к материалу, из которого и создается бумага. Диплом Санкт-Петербургского Союза дизайнеров получила именно эта работа за соответствие уровню арт-дизайна.
Необычную фактуру оперения птицы имитируют Наталия и Татьяна Тарасовы из Санкт-Петербурга в серьгах «Чита-Грита», создавая объемные формы украшения из гофрированной бумаги. Серебряные элементы подчеркивают плавные контуры украшений и создают цветовой контраст: