Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Краткая история серег

27 января 2023
Редакция

Люди во всем мире, несмотря на то, что принадлежали к арзным культурам, практиковали прокалывание ушей на протяжении тысячелетий. Даже сейчас, в 21 веке, прокалывание ушей остается одной из самых популярных форм модификации тела, позволяя мужчинам и женщинам украшать свои уши различными видами драгоценных металлов и редкими драгоценными камнями. Все, от сережек-кольцов до серег - подвесок , которые носят как культурную традицию или дань моде, имеют захватывающую историю, насчитывающую почти 7000 лет.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕРЕГ


Серьга из царских гробниц в Уре.  Около 2600-2450 гг. до н.э.  Музей Пенна.

Серьга из царских гробниц в Уре. Около 2600-2450 гг. до н.э. Penn Museum.


При изучении того, как серьги менялись с течением времени, можно начать с изучения предыстории. Даже на самых старых археологических памятниках были обнаружены свидетельства ношения серег. В древних шумерских царских гробницах в Уре было обнаружено огромное количество золотых украшений, в том числе эти значительные золотые серьги - кольца. Их носила королева Пуаби (иногда называемая Шуб-ад), важная фигура в древнем Шумере и Аккаде, чтобы соответствовать ее яркому золотому головному убору. Хотя культурное значение редких украшений Пуаби трудно реконструировать, ее доступ к драгоценным металлам и полудрагоценным камням указывает на то, что она женщина, обладающая немалой властью.


Погребальная маска Тутанхамона с проколотыми мочками ушей.  Около 1323 г. до н.э.  Египетский музей, Каир.

Погребальная маска Тутанхамона с проколотыми мочками ушей. Около 1323 г. до н.э. Египетский музей, Каир.


Серьги периода Рамессидов Древнего Египта.  Около 1295-1186 гг. до н.э.  Метрополитен-музей.

Серьги периода Рамессидов Древнего Египта. Около 1295-1186 гг. до н.э. Метрополитен-музей.

 

Другие древние культуры и цивилизации также использовали серьги в качестве личного украшения. Согласно археологическим исследованиям, эта практика была распространена как среди мужчин, так и среди женщин в Древней Греции, Риме и Персии. Древние египтяне предпочитали украшать свои уши серьгами разного типа, чаще всего они представляли собой обручи. Золото оставалось самым популярным материалом для изготовления серег, а лазурит привносил в уши яркие всплески синего цвета. Когда в начале 20 века была раскопана гробница царя Тутанхамона, было обнаружено, что у фараона были проколоты уши; однако в его саркофаге не было серег. На погребальной маске молодого фараона также были проколотые отверстия в ушах. Археологи, такие как Говард Картер, предположили, что в Древнем Египте  времен Тутанхамона серьги носили только дети: культурная традиция, которая сохранилась в современном Египте. 

 

СЕРЬГИ ПО ВСЕМУ МИРУ


Византийская императрица Феодора из мозаики в церкви Сан-Витале.  6 век н.э.  Базилика Сан-Витале, Равенна, Италия.

Византийская императрица Феодора из мозаики в церкви Сан-Витале. 6 век н.э. Базилика Сан-Витале, Равенна, Италия.


После древнего периода популярность сережек то увеличивалась, то уменьшалась в разных частях мира. Легендарная императрица Византийской империи Феодора была изображена с огромным количеством элегантных украшений на мозаике 6-го века. Длинные нити блестящего жемчуга свисают с ее короны, а серьги украшены зелеными, красными и синими драгоценными камнями — вероятно, изумрудами, рубинами и сапфирами. Во время правления ее мужа императора Юстиниана, Византийская империя была самой большой, практически окружала Средиземное море с опорными пунктами в Анатолии, Северной Африке и современной Греции и Италии. В то время как этот уровень наряда был роскошью для членов королевской семьи и придворных, ясно, что серьги были формой личного стиля для многих.

В средневековой Западной Европе серьги были менее распространены. Какое-то время прокалывание ушей было запрещено католической церковью. К эпохе Возрождения серьги стали более распространенным явлением. На знаменитом портрете в Чандосе Уильям Шекспир, выдающийся английский писатель раннего Возрождения, изображен с маленькой золотой серьгой - кольцом в левом ухе. Подобно Шекспиру, мужчины, носившие серьги в 17 веке, символизировали свой богемный, артистичный и беззаботный образ жизни.
Носили серьги и за пределами Европы, в том числе в Южной и Восточной Азии. В индуизме Карнаведха ( कर्णवेध )является одной из самскар ( «таинств»). Он считается основным ведическим обрядом посвящения, который проходят дети-брахманы в юности, и представляет собой церемонию прокалывания ушей, которая, как считается, открывает внутренние уши, чтобы слышать священные звуки. Мальчики и девочки носят серьги не только из-за  моды или как личное украшение, но и из-за их символического и духовного значения.


Серьги, которые носят айны с Хоккайдо.  Музей Пенна.

Серьги, которые носят айны с Хоккайдо. Музей Пенна.


Портрет Уильяма Шекспира работы Джона Тейлора.  Около 1610 г. Национальная портретная галерея, Лондон.

Портрет Уильяма Шекспира работы Джона Тейлора. Около 1610 г. Национальная портретная галерея, Лондон.


В качестве последнего примера, айны, коренная группа с острова Хоккайдо в современной Японии, подверглись осуждению со стороны правительства Мэйдзи 19-го века и зим апретили носить серьги, или инкари . До запрета на серьги мужчины, женщины и дети айнов носили подобные украшения — круглые обручи с круглым шаром.
 

СЕРЬГИ 21 ВЕКА

Переход с середины 20-го века на 21-й привел к экспоненциальному росту популярности пирсинга мочки уха и выбора индивидуального стиля серег . В Соединенных Штатах в 1960-х и 70-х годах среди старшеклассниц стали популярны «вечеринки с прокалыванием ушей», и контркультурные движения начали экспериментировать с количеством и расположением проколов в ушах. Сегодня пирсинг ушей чрезвычайно популярен как среди мужчин, так и среди женщин во всем мире; поэтому серьги являются важным элементом для любого ювелирного дизайнера.

 

ГЕНРИ ДАНАЙ


Золотые серьги от Генри Данея.  М.С. Рау, Новый Орлеан.

Золотые серьги Генри Данея 


Серьги с кораллами и бриллиантами от Генри Данея.  М.С. Рау, Новый Орлеан.

Серьги с подвесками из кораллов и бриллиантов от Генри Данея 

 

Известный своим модным дизайном и безупречным качеством, Генри Дуней считается одним из лучших ювелиров в мире. Родившийся в 1935 году, он начал учиться у ювелира из Нью-Йорка в возрасте 14 лет. Его дизайн серег часто включает в себя его любимый материал — 18-каратное желтое золото — и его знаменитые техники ручной чеканки и текстурирования Саби. Другие образцы серег дизайнера включают в себя смелые всплески цвета и бриллианты, используя такие материалы, как коралл и эмаль, чтобы придать желаемые оттенки его творениям.

ВАН КЛИФ И АРПЕЛЬС


Серьги с бриллиантами и сапфирами от Van Cleef & Arpels.  М.С. Рау, Новый Орлеан.

Серьги с бриллиантами и сапфирами от Van Cleef & Arpels



Золотые серьги-молотки от Van Cleef & Arpels.  1970 г. MS Rau, Новый Орлеан.

Золотые серьги-молотки от Van Cleef & Arpels. 1970 г. 

 

Van Cleef & Arpels, одно из самых знаменитых имен в ювелирном деле, уже более века с момента своего основания в 1906 году привлекает самых состоятельных клиентов, включая членов королевской семьи и знаменитостей. Известно, что ювелирам было поручено создать короны на заказ для королевы Египта Назиль в 1930-х годах и императрицы Ирана Фарах Павлави в 1967 году.  Многие модели Van Cleef и Arpels берут за основу мотивы флоры и фауны, украшенные прекрасными драгоценными камнями и бриллиантами.

 

НЕ ДИЗАЙНОМ ЕДИНЫМ 

Наличие уважаемого дизайнера ювелирных изделий может обещать качественное мастерство и престиж, но некоторые замечательные творения остались неподписанными произведениями изобретательности и красоты.

Серьги с бриллиантами огранки Ашер.  М.С. Рау, Новый Орлеан.

Серьги с бриллиантами огранки Ашер 

 

Огранка Asscher отличается от других видов огранки бриллиантов своим уникальным расположением 74 граней, которое создает характерный эффект, известный как «зеркальный зал». Бриллиант огранки Ашер может поглощать и отражать свет под любым углом, еще больше усиливая совершенство и блеск чистого бриллианта. 


Серьги с таитянским жемчугом, цаворитом и сапфиром.  М.С. Рау, Новый Орлеан.

 

Серьги с таитянским жемчугом, цаворитом и сапфиром

 

Еще один культовый материал для сережек — жемчуг. Леди Сара Черчилль однажды сказала: «Я чувствую себя раздетой, если на мне нет жемчуга. Мои жемчужины — мое защитное одеяло». Завораживающий блеск и утонченность жемчужных сережек придают дополнительный блеск как простым серьгам-гвоздикам, так и творениям высокого ювелирного искусства .

Источник: rauantiques
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом