14 декабря в БВШД прошел День ювелирного дизайна (наш анонс), посвященный запуску новой трехлетней программы британского бакалавриата. Английские кураторы рассказали о программе и британском образовании в целом, куратор текущего двухлетнего курса «Ювелирный дизайн» Игорь Комов показал, что отличает современный ювелирный дизайн, студенты курса поделились опытом учебы и открытия своего магазина. Наш главред Ольга Кулейкина выступила с докладом о главных трендах ювелирной индустрии — как на Западе, так и у нас. Рассказываем самое интересное, и начнем с трендов.
Ольга Кулейкина о трендах в ювелирной индустрии
Ниже — тезисы доклада с небольшой расшифровкой.
Текущая ситуация. Запад и глобальные тренды
Основное настроение по данным американских и английских отраслевых сми: «покупатели изменились, надо меняться и отрасли». Важно: тренды у них и у нас примерно одинаковы, различаются отношение и действия по их поводу.
- Проседание «традиционного» рынка (салоны закрываются, покупатели переключаются на другие категории, новые ценности нового поколения и так далее)
- Общественные дискуссии среди профессионалов и экспертов, разнообразные исследования (миллениалы, магазины будущего, ..), поиск решений
- Ведущие бренды экспериментируют со стратегиями и позиционированием (Тиффани/Леди Гага, Де Бирс с новой рекламой, и т.д.). Наши переводные материалы: Леди Гага не указ: чем «новые покупатели» удивят Tiffany и Больше не про помолвку: новая тактика рекламы производителей бриллиантов
- Активное освоение онлайн пространства (соцсети, выход на онлайн продажи)
- Женщины, покупающие украшения сами для себя — растущая категория покупателей (взамен более привычной «мужчины в подарок женщинам»)
- Активное исследование «пути к сердцу миллениалов» (Полюбят ли миллениалы бриллианты: статья Rough&Polished).
- Социальная ориентированность бизнеса (единственный тренд, которому пока не видно места у нас)
- Поиск «нового формата ювелирного салона будущего» (традиционный устарел: смотрите наши материалы Покупай как мужчина: для кого придумали ювелирные магазины?)
- Все больше внимания (и продаж) к категориям украшений «между драгоценными и бижутерией» (Bridge Jewelry, она же Demi-fine)
Тренды в России. Два мира и пропасть
- Западные тренды актуальны для нас, но мы стартуем «из минуса». Изменения спроса признаны, но не приняты
- Кризис старой системы управления. Дефицит маркетинга, коллекционного подхода, понимания целевой аудитории, умения общаться онлайн, современных выставок и организаций. Надежда на «волшебные методы». Ожидание помощи извне (Junwex Москва: что мы увидели, а что — нет)
- Поиск решений только предстоит
- Традиционный сегмент о «миллениалах» пока не думает
- Огромная часть потенциальных покупателей перестала интересоваться «ювелиркой» — дорого, не нужно, некомфортно в магазинах, золото «обязывает»
НО:
- В конце 2017 наметился сдвиг: поиск дизайнеров на предприятия, выпуск модных коллекций, освоение онлайн
- Сориентировались организаторы ювелирных курсов и конференций, и стали предлагать темы про онлайн и выход на свою целевую аудиторию (Ювелирная конференция IJA научила продвигаться в онлайне)
- Вышел в отрыв SOKOLOV (первый современный ювелирный массовый бренд) – как пример другим
Тренды в России. Молодые дизайнеры
- Несколько лет назад возник, и продолжает формироваться, сегмент «молодых дизайнеров»: миллениалы продают миллениалам и поколению Z (этот тренд совпадает с западным)
- Дизайнерские марки пока существуют в «идеальных» условиях (нет конкуренции от традиционных)
- Вызовы:
- Ограниченность аудитории: продают тем, кто «знает о дизайн-маркетах». Креативный класс, столичные жители
- 90% населения страны (цифра оптимистичная) не в курсе существования «дизайнерских марок» и вообще альтернативы традиционному, кроме «привезла из отпуска красивую штуку»
- Вопрос выхода «к людям»: мега актуален и для традиционных, и для новых дизайнеров. Кто это сделает первыми?
- Вопрос сотрудничества традиционного рынка и новых дизайнеров: win-win?
- «Идеальные» ситуации всегда быстро проходят!
Другие проблемы и вызовы для дизайнеров
- Материальная база (масштабирование, где и как воспроизводить дизайнерские серии со стабильным уровнем качества и сроками)
- Информированность целевой аудитории страны о сегменте дизайнерских украшений. Необходима популяризация категории (конкурсы дизайна, выставки, тд) с ХОРОШИМ уровнем освещения/вирусности. До сих пор нет своей организации
- Выход на доходность. Каналы продаж? (сложности продажи через механизм «на реализацию» партнерам, с невыплатами. Открытие магазинов силами самих дизайнеровкак тренд).«Бренд» или творчество? Ювелирные дизайнеры США — о вызовах профессии. Студенты «Британки» открыли магазин современных украшений N1
- Вторичность категории «дизайнерских украшений» по отношению к фэшн, одежной моде. Коллаборации – начинающийся тренд, пока редкий (Уходи красиво: Infundibulum покажет одежду и украшения «о смерти)
- Явления «русского ювелирного контемпорари» официально почти не существует. Знают только «посвященные»
- Огромный разрыв в представлении о современном ювелирном дизайне в вузах даже внутри столиц (не говоря о провинции)
Прогнозы (догадки) на будущее
- Появление принципиально нового формата магазинов (интерактив, доступность, тематика, атмосфера..)
- Новые форматы интернет-магазинов и витрин-агрегаторов (уход от «квадратно-гнездовых витрин, игровые элементы, персональные настройки и подборки, …)
- Консультанты с хорошим уровнем эмоционального интеллекта, акцент на подборе украшения конкретному человеку с учетом его личности и вкусов, долгосрочные отношения (вместо «попытки совершить продажу»)
- Развитие специальности «Помощник по стилю» (современные консультанты, которые умеют подбирать украшения в том числе, и автоматизированные сервисы на сайтах)
- Смена функции украшений с «серьезного дела с набором правил ношения» на «игру, развлечение, вызов»
- Украшения на сезон с заменой (под смену гардероба) – easy come, easy go
- Украшения с кастомизацией (печать на заказ из каталогов, …)
- Будет сглаживаться резкая грань между массовым и дизайнерским украшением (все – интересные)
- Разнообразие материалов, уход от строгой ориентации на драгметаллы и камни
- Возвращение мужской аудитории
- …?
О будущем: цитаты с американского портала JCK
- «Fashion consultants, not gemologists: Forget gemology. If you want to survive in jewelry retailing today, you must become a fashion consultant and sell to self-purchasing females directly» // Модные консультанты, а не геммологи: забудьте про геммологию. Если хотите выжить в современном ювелирном ритейле, вы обязаны стать консультантом в области моды, и продавать напрямую женщинам, которые покупают для себя
- «The store of the future: A unique, young retailing model for jewelry is being developed by some key players in the industry and will be presented and beta-tested in 2018» — Marty Hurwitz, CEO of MVI Marketing // Магазин будущего: уникальная, новая ритейловая модель для ювелиров уже сейчас разрабатывается ключевыми игроками рынка, и будет представлена в 2018
- «What kind of jewelry goes with a tattoo? That is a question that every jewelry retailer needs to be asking. … A recent study by Fox News found that 47 percent of women under 35 are tattooed» Pam Danziger, speaker, author, market researcher, and founder of Unity Marketing // Какие украшения подходят к вашей татуировке? Этим вопросом стоит задаваться каждому, кто имеет отношение к ювелирной торговле. Недавнее исследование обнаружило, что 47% женщин до 35 имеют татуировки на теле
Игорь Комов — о направлениях развития для ювелирных дизайнеров
Куратор двухгодичной программы доп.образования «Ювелирный дизайн» Игорь Комов со знанием внутренней обстановки в отрасли обозначил место, которое могут занять начинающие дизайнеры в сегодняшних российских реалиях. Краткий обзор в нескольких слайдах:
Ребекка Скиллз о «контемпорари» и «традиционном» ювелирном дизайне
Британская куратор новой программы в режиме телемоста поделилась размышлениями о роли современного ювелирного дизайна в сравнении с традиционным подходом. Нам показалось, здесь проще всего будет кратко перевести ключевые слайды:
Контемпорари украшения — методология. Крайне широка и не определена рамками. Специализации возможны, но не обязательны. Некоторые работы современных ювелиров широкая аудитория не смогла бы определить как «ювелирные украшения».
Традиционная ювелирная индустрия. Все еще сохраняет популярность по всему миру. В зоне внимания — владение профессиональными навыками и драгоценные материалы. Работы оцениваются по уровню мастерства и материальным затратам на создание. Часто продолжают носиться как символ статуса и уровня благосостояния.
Современные (контемпорари) ювелиры. Важны источники вдохновения и темы. Эскизы, пробы и эксперименты. Дизайн, затем разработка. Исполнение.
Современные ювелиры. Отрекаются от традиционного мастерства в пользу знаний об украшениях и материалов. Их мастерство — источник вдохновения, позволяющий выполнить работу так, как задумано. Обучаются на практике, создавая украшения. Легко пробуют незнакомые техники и материалы. Аутсорсинг стал общей практикой. Использование мастерства и навыков других людей, например специалистов по выдуванию стекла, работе с текстилем, эмальеров и мастеров-ювелиров.
Современные украшения. Могут быть чем-то за пределами собственно украшений. Дизайнеры практикуют визуальные искусства. Могут курировать различные шоу, публиковать видео, запускать журналы, участвовать в совместных программах с другими странами, реагировать на проблемы окружающей среды, включать перформанс как элемент работы. Контемпорари-ювелирное искусство имеет собственный смысл, который выходит за пределы понятий «украсить кого-либо» или «соблазнить».
Важное. Украшение может быть для того, кто носит, и для того, кто смотрит. Может быть игривым. Как вызов — для спора и дискуссии. Для собственного спокойствия. Для вдохновения или чем-то вдохновленным. Украшения должны быть видимы и ощущаемы при прикосновении, и тем самым раздвигать барьеры для возможности сотрудничества, общения, новых путей придумывания и создания. Ювелирные украшения — это социальная и гуманитарная деятельность.