Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Камеи: между традициями и инновациями

10 апреля 2023
Редакция

Слово с неопределенной и загадочной этимологией, которое определяет один из самых интересных орнаментов. Его история необычна и уходит своими корнями на заре цивилизации.

Изготовленная путем гравировки слоистого камня или раковины, геммы (как камеи, так и инталии) были известны уже во времена древних греков. Представляя в основном знак социального отличия, искусство гравировки камней процветало во времена эллинизма (323 г. до н.э-32 г. н.э.).

Носимые патрициями как предметы роскоши, камеи позже, в имперскую эпоху, стали средством прославления императоров.

Одной из знаковых камей является " Гемма Авнуста" (Gemma Augustea), хранящаяся в Художественно-историческом музее Вены. Это древнеримская низкорельефная камея с гравировкой, вырезанная из арабского оникса (9–12 гг. н.э.), изображающая прославление Августа.

О персонажах геммы и об интерпретации изображенных на ней сцен (взято из Wiki):

 

Персонаж № 1 обычно интерпретируется как Цезарь Август, он сидит, опираясь на жезл. Персонаж № 3 — это богиня Ойкумена, персонификация обитаемого мира. Она венчает Августа дубовым венком. Персонаж № 5, предположительно, представляет собой Нептуна. У его ног находится персонаж № 6: по одной из версий, богиня Гея, по другой версии, это Италия (божественное олицетворении Италии). У неё в руках рог (возможно, это рог изобилия), рядом с ней дети, которых интерпретируют как олицетворение времён года (в руках одного из них колосья).

Рядом с персонажем № 1 сидит богиня Рома (№ 2), воинственное олицетворение города Рима: её рука лежит на рукояти меча, в другой она держит копьё, а голову венчает шлем. Её ноги покоятся на доспехах побежденного врага, а взгляд устремлен на персонажа № 1. Между ними расположен символ Козерога (№ 9), любимого созвездия Августа.

Персонаж № 4 — богиня победы, Виктория. Она управляет колесницей, с которой спускается персонаж № 7. Персонаж № 7 — это, предположительно, Тиберий, преемник Августа. Персонаж № 8 идентифицируется как Германик, любимый племянник императора.

Нижний ряд, скорее всего, связан с итогами одной из военных кампаний на северных рубежах Римской империи. Считается, что тут изображены пленные (№ 11), а также римские солдаты, устанавливающие деревянный трофей. Исходя из формы шлема персонажа № 18, предполагают, что это воин одрисского царя Реметалка I, который был союзником Августа во время войн в Паннонии. Персонажа № 15 интерпретируют как бога войны Марса. В других персонажах усматривают Диану (№ 13), Меркурия (№ 14), но на этот счёт нет единого мнения.

Традиция гравировки камней  пережила крах Римской империи, новый расцвет этого вида искусства наступил в 15 веке, когда камеи стали предметами коллекционирования представителями знатных семей и папского двора. Востребованные за свою художественную ценность и гармоничную красоту, эти драгоценности вдохновляли художников, специализировавшихся на создании гемм. 

Кольцо с камеей эпохи Возрождения Вероятно, Северная Италия, камея конца 16-начала 17 вв.; перстень: вторая половина 18 в. Золото, сардониксовая камея (многослойная оранжевая и полупрозрачная белая). Бюст женщины в три четверти и барельефом, обращенным вправо, изображен в плаще с обнаженным правым плечом. Ее вьющиеся волосы собраны сзади и падают за шею. В эпоху Просвещения в Европе возобновился интерес к классическому миру. Частично это возродилось благодаря раскопкам в Помпеях и Геркулануме в Италии, которые начались между 1738 и 1748 годами. Эта эпоха представляет собой начало науки современной археологии, а также период, когда были сформированы большие королевские коллекции камей и инталий. Среди них были образцы античности и эпохи Возрождения, а также современные огранщики драгоценных камней. Драгоценные камни эпохи Возрождения шестнадцатого и семнадцатого веков в основном обрабатывались в специализированных мастерских в Северной Италии, чаще всего в Милане и его окрестностях. Это были высоко ценимые и востребованные миниатюрные произведения искусства. Сюжеты варьировались от римских императоров и императриц до мифологических сцен, и наиболее популярными были бюсты или головы молодых женщин.

Современные камеи

Amedeo 

Когда-то искусство резки камей подразумевало простое подражание старине. На протяжении веков оно претерпевало глубокие изменения, дав жизнь орнаментам с инновационными формами и содержанием. Благодаря слиянию традиции и творчества камея становится актуальной драгоценностью современности.

Художественное произведение нью-йоркского художника Амедео Скогнамильо, которого зачастую называют «Король камей» идет в этом направлении.

 Амедео, кольцо "Бесконечная любовь"

Серьги Amedeo "Urania" с камеями и рубинами

Амедео с гордостью продолжает древнюю традицию своими эскападными,  дерзкими камеями, сделанными в его родной Торре-дель-Греко (Неаполь). Скогнамильо — создатель камео в шестом поколении, и его единственные в своем роде камеи носили такие знаменитости, как Сара Джессика Паркер, Алисия Киз, Брук Шилдс, Рианна и многие другие.

Амедео намекает на современные темы в своем колье The Queen, на котором изображена королева Елизавета II, ставшая иконой стиля и моды.

В серии «Мистическая королева, сила внутри» он восстанавливает традицию гравировки сардоникса, обогащая древнюю модель отсылками к реальности: змееволосая Горгона (Медуза) в компании змей и черепа, украшенного коронй, несколько современных memento mori.

Ожерелье Amedeo "Mystic Queen, The Power Within" с камеей

Кольцо "Шоколадная Горгона"

 

Анна Порку (Anna Porcu)

Тема Медузы также появляется в постановке Анны Порку, которая нашла древнюю камею, датируемую примерно серединой 19 века, и вручную установила ее в кольцо из желтого золота, окруженное перламутром и рубинами.

Дочь итальянского ювелира-антиквара Анна Порку унаследовала знание антикварных артефактов и умение обращать внимание на редкость и тонкость деталей. После получения степени магистра истории искусств работала в архивах Gucci в Милане и в Технологическом институте моды в Нью-Йорке. Вдохновленная этими переживаниями, она решила создать собственную коллекцию украшений, используя редкие старинные камеи. Porcu ищет по всему миру версии музейного качества из таких материалов, как раковины, слоновая кость, янтарь, агат и лава. Она стала экспертом в этом искусстве, которое восходит к древнеримским временам. Porcu воссоздает оригинальные декорации, добавляя стерлинговое серебро, а иногда и золото, преображая каждую часть этого творения, помещая их на современный кожаный фон. Вся кожа и весь процесс выполняются опытными мастерами в Тоскане.

Кольцо с изображением танцующей вакханки также является оригинальной интерпретацией классических тем. Камея из желтого золота обрамлена шахматным узором из черного оникса и перламутра.

Мальчик, вынимающий занозу (Spinarius) — греко-римская бронзовая скульптура мальчика, вынимающего занозу из ноги: это произведение искусства было одним из самых ценимых и копируемых в эпоху Возрождения и во все последующие эпохи.

Анна укрывает камею XX века из перламутра, оникса и серебра, устанавливая ее в виде наруча из кожи, что придает ей силу, повторяющую твердость статуи.

Франческа Вилла (Francesca Villa Jewelry)

Мир сентиментальных вещиц Франчески Вилла — независимый дизайнер: ее коллекция камей рассказывает уникальную историю с «современным уклоном».

Be Crazy — это единственное в своем роде кольцо, изготовленное из желтого золота, рубинов, эмали и антикварной камеи. В своей коллекции Be Yourself Франческа Вилла воплощает в жизнь свою личную коллекцию антикварных и винтажных камей.

Франческа говорит: «Моя капсульная коллекция уникальных колец с камеями сочетает в себе эмали и драгоценные камни. Это придает каждому кольцу неожиданный современный вид. Я коллекционирую камеи много лет. Я особенно люблю крохотные, люблю маленькие фигурки, с их чудесными несовершенствами, вырезанные на драгоценных камнях. Я обожаю видеть и чувствовать течение времени на их маленьких напряженных лицах. Каждая камея рассказывает историю и является частью чудесного волшебного путешествия, и именно поэтому они меня так вдохновляют».

Cameo Italiano

Компания Cameo Italiano, основанная г-ном Микеле Ди Лука, сохраняет методы, которые передавались из поколения в поколение в Торре-дель-Греко, единственном месте в мире, где гравируются камеи из ракушек. Символическая фирма «Сделано в Италии», которая смогла заново изобрести дизайн камеи, растворив границы между классическими драгоценностями и современной модой. Каждая камея уникальна и неповторима, сочетая очарование прошлого с современным видением мира.

Они также покоряют молодую аудиторию и пользуются успехом не только в мире моды, но и в трендовом дизайне.

 

Cameo Italiano, Синди Шерман, серьги "В задумчивом настроении"

 

Они установили плодотворное сотрудничество с международными художниками, такими как Синди Шерман, известная своими концептуальными автопортретами, изображающими себя в самых разных контекстах и ​​версиях. Эти изображения запечатлели знаковые образы женщин, предлагая нам критический подход. Они также могут подвергать сомнению гендерные нормы через призму феминистского искусства.

Cameo Italiano, Кэтрин Опи (Catherine Opie). Автопортрет

Особая концепция взгляда ставит под сомнение женские стереотипы, представленные в СМИ. Задумчивые камеи представляют собой «драгоценное селфи», в котором художница искажает представленное содержание, вмешиваясь, как на фотографиях, которые она публикует в социальных сетях. Художница Кэтрин Опи оригинальным образом вдохновлена ​​эпохой Возрождения, поскольку решила перенести себя во время грудного вскармливания своего ребенка.

То, как она держит своего сына, напоминает классические картины кормящих матерей, хотя это контрастирует с выцветшим шрамом художника, выгравированным на ее груди.

Aucella

Эта компания была основана в конце 19 века, когда г-н Джованни Аучелла основал бизнес по производству кораллов. С этого момента началось настоящее путешествие, состоящее из мечтаний и страсти. В 1930 году компания объединилась: помимо кораллов и полудрагоценных камней, Aucella посвятила себя камеям традиционным и в то же время творческим способом, о чем свидетельствуют, например, камеи из агата различных цветов. Современная Aucella недавно нашла свое выражение в изделиях с камеями из натурального средиземноморского красного коралла с ручной гравировкой, а также в серии камей с изображением кроликов, соответствующих году Кролика по китайскому лунному календарю.

Камеи с изображением глаз заключают в себе целый мир предзнаменований. На иврите и арабском языке «Ayin» означает глаз, который представляет Судьбу, а также источник и обновление. Aucella также специализируется на индивидуальных заказах, реализуя уникальные изделия.

Я хочу завершить этот экскурс цитатой: «Без традиции искусство — стадо овец без пастыря. Без инноваций это труп».  (Уинстон Черчилль).

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом