Ювелирные изделия известны человечеству с незапамятных времен во всех культурах. Они выполняли различные функции, отличались как способом изготовления, так и используемыми материалами. Первобытные народы для изготовления украшений использовали относительно легкодоступное сырье, такое как разноцветная галька, рога и кости животных, ракушки, сухофрукты или дерево.
Помимо декоративной функции, была важна их апотропная роль (защита от злых духов, обереги и т. п.), указывающая на ранг данного лица в обществе и определяющая этническую принадлежность, а также доказывающая состоятельность владельца украшения.
Развитие украшений из металлов, усыпанных драгоценными камнями, эмалевой или стеклянной массой, связано с периодом, когда человечество начало выплавлять и обрабатывать металлы с целью получения сельскохозяйственных орудий и оружия. Художественные формы украшений опирались на общие стилистические изменения, используя узоры и орнаменты, характерные для данной эпохи. Были разработаны английские булавки, пуговицы, пряжки, броши, диадемы, подвески, ожерелья, кольца, медальоны, браслеты и талисманы. Для изготовления чаще всего использовались драгоценные металлы и камни, но также были популярны конструкции с элементами и деталями из фарфора и фаянса, произведенные лучшими европейскими мануфактурами.
Первые фарфоровые изделия начали появляться в 7 веке в Китае. Первым европейским владельцем этих изделий считается король Венгрии Людовик I (ум. 1382), но только в 16 веке появился интерес к их импорту. В Европе процесс изготовления фарфора долгое время оставался загадкой. Технология производства тщательно охранялась и европейцы не могли начать собственное производство. В течение многих лет голландские или португальские корабли доставляли фарфор из Китая в европейские дворы. Это был ценный продукт, поэтому предпринимались многочисленные попытки раскрыть секреты производства. Успеха добился лишь в 1708 году Иоганн Фридрих Боттгер, придворный алхимик Августа II Сильного. Менее чем через два года в Мейсене открылась первая в Европе фарфоровая фабрика.
Изделия из голландского Делфта, фаянс, ручная роспись, обрамление серебром. Фото. Стайлхайв и Рубилейн.
Европейские фарфоровые заводы быстро завоевали большую популярность, отодвинув на задний план низкокачественную керамическую и фаянсовую продукцию. Были изготовлены кофейные и обеденные сервизы, вазы, кубки и статуэтки. Менее состоятельным гражданам приходилось обходиться керамическими изделиями. Мануфактуры, стремясь к признанию покупателей, создавали продукцию все лучшего и лучшего качества, завозя и нанимая выдающихся художников и моделистов. Фарфор попал не только на столы и салоны дворян, но и в шкатулки, став элементом украшений.
Брошь Limoges из Лиможа с фигурным изображением, золотая закрепка. Фото. Атльювелир
Броши изготавливались из фарфоровой массы, обычно небольшого размера, украшались ручной росписью цветочных композиций (например, роз, анютиных глазок, фиалок), тиснением узором и золочеными краями. Броши обычно помещали в золотую или серебряную оправу с застежкой. На антикварном рынке мы можем найти броши французского Лиможа или немецкого Розенталя. Еще одним видом украшения фарфоровых украшений был рельефный рельеф. На темном фоне выделялся светлый силуэт или лицо с тонкими чертами. Все - серьги, браслет или брошь - дополнялось вставками из драгоценных камней и жемчуга. Цветочные композиции или романтические фигурные сцены также были написаны золотом на кобальтовом фоне (таким изящным изделиям мы обязаны дизайнерам французских фарфоровых заводов).
Подвески Розенталь, деколь. Фото. Силезия Арт Катовице
Серьги из фарфоровой массы были в классической форме в виде небольших или овальных круглых медальонов с миниатюрными портретами и цветочными композициями, либо в виде цельной пластики с аналогичной тематикой. Цельнопластиковые, красиво расписанные анютины глазки, розы или лилии были оригинальным и причудливым украшением. Украшения этого типа выпускались многими английскими производителями, они популярны и сегодня.
Голландский Делфт также выпустил широкий ассортимент зажимов, серег, зажимов для галстуков и ожерелий, украшенных характерной керамикой белого и синего цветов. Наиболее часто представленными сюжетами были голландские ветряные мельницы и морские пейзажи, написанные вручную, подглазурным кобальтом. Керамическая деталь была оправлена в серебряную или золотую оправу, часто с искусным ажурным узором, часто выполненным в технике филиграни. Ожерелья из бисера разного размера чаще всего украшали расписными растительными и геометрическими мотивами.
Интересным решением стали ювелирные украшения, украшенные фарфором с нарисованными вручную миниатюрными портретами. Изображались молодые люди с идеализированными чертами лица и идеальными пропорциями. Миниатюрные, написанные от руки портреты и жанровые сцены в плане овала или круга были обрамлены в затейливую ажурную оправу. Мануфактуры Лиможа и Розенталя чаще использовали расписные растительные украшения, в которых сильно насыщенные цвета контрастировали с белым, гладким, фарфоровым фоном.
Что касается ювелирных украшений, Розенталь, как и большинство фарфоровых заводов, занимающихся его производством, производила подвески в очень больших количествах. Они были полностью изготовлены из фарфора, иногда в серебряной или золотой оправе. Внутри было украшение в виде цветочной деколи. Подвески обычно были овальными, иногда прямоугольными, с закругленными углами или многолепестковыми. Были также позолоченные вручную бордюры и орнаменты, иногда дополняющие декали. В украшениях преобладал белый фарфор. Со временем стали появляться более сложные формы, на смену деколям пришли нарисованные вручную цветочные мотивы.
Подвеска Rosenthal 20 века с цветочной деколью в серебряной оправе. Фото. Ebay
Кольца, выпускаемые фарфоровыми заводами, делятся на две группы: изготовленные полностью из фарфора и изготовленные из золота или серебра, в которых вместо драгоценных камней были поставлены фарфоровые «глазки». Это представило новый взгляд на украшения, которые были ценны не из-за облегающего элемента, а из-за специфических произведений искусства в области миниатюрного мастерства. Фарфоровые украшения, которые обычно состоят из декалей или ручных росписей, также дополнялись полнопластическими формами в виде миниатюрных цветов, животных и даже фарфоровой посуды.
Современное кольцо фарфоровой фабрики в Мейсене из 18-каратного золота и бриллиантов. Фото. Мейсен Кутюр
В настоящее время вы все еще можете найти современные украшения из фарфора, но они уже не так популярны. Постоянное совершенствование техники, огромное разнообразие форм колец или подвесок, а также рост популярности дешевых заменителей как из металла, так и из камней привели к тому, что сегодня ювелирные украшения из фарфора являются в основном элементом отдельных художественных произведений и украшением дома. Тем не менее, значительное количество коллекционеров и энтузиастов ищут миниатюрные произведения искусства с захватывающим дух исполнением. Спустя более 300 лет после открытия первой фарфоровой мануфактуры ему удалось найти постоянное место не только на столах и шкафах европейцев, но и в шкатулках многих элегантных дам. Благородный материал постоянно вдохновляет современных ювелирных дизайнеров, прекрасно сочетается как с камнями, так и с драгоценными металлами. Остается только верить, что, несмотря на меняющуюся моду, украшения, украшенные фарфором, будут продолжать радовать нас своей первозданной красотой.