кольцо Van Cleef & Arpels с сапфиром и бриллиантом, проданное на онлайн-распродаже Christie's New York Jewels в сентябре. (Кристи)
1980-е и 90-е годы были знаменитыми десятилетиями: силуэты были яростными и преувеличенными, гламур – богатым, а цвета – смелее и ярче, чем когда-либо прежде. Не менее яркими, чем модные тенденции, были украшения той эпохи: массивные оправы, крупные драгоценные камни и характерные элементы дизайна. Сегодня винтажные украшения этого периода нашли новую аудиторию: золотые изделия от Bulgari, Taffin, Cartier и JAR очаровывают коллекционеров своим блеском и максималистскими силуэтами.
«Привлекательное воздействие крупного, смелого, яркого, блестящего желтого золота, будь то легкого или чрезмерно многослойного и тяжелого, бесспорно узнаваемо и привлекательно», — говорит Джилл Бургум, исполнительный директор отдела изысканных ювелирных изделий Heritage Auctions.
Бургум объясняет возрождение интереса к ювелирным украшениям той эпохи растущей ностальгией и сентиментальностью по поводу 1980-х и 90-х годов. «Если мы оглянемся назад, то увидим, что сокровищница дизайнеров-новаторов, таких как Жан Маи, Альдо Чипулло и Барри Кизельштейн-Корд, работала в период очень творческого и открытого самовыражения, [когда] низкие цены на золото и рост мировых рынков определили этап спроса», — объясняет она. «Эта эпоха имеет универсальную привлекательность для коллекционеров, от тех, кто ее пережил, до молодого поколения, которое хочет подражать [ее] свободе стиля и самовыражения».
Браслет с панцирными звеньями из 14-каратного золота и бриллиантов. (Bonhams)
Серьги-листочки David Webb из 18-каратного золота. (Bonhams)
Инвестиции в прошлое
По словам Бенджамина Хордипура из нью-йоркского винтажного бутика Estate Diamond Jewelry, обычно энтузиасты моды ценят стиль ювелирных украшений «больше значит больше». «Многие коллекционеры рассматривают эти произведения как инвестиции; они полагают, что спрос на винтажные украшения будет продолжать расти, поскольку все меньше и меньше таких изделий остается в наличии».
Николь Корсини, директор по маркетингу компании Lang Antiques в Сан-Франциско, заметила аналогичную тенденцию среди подающего надежды молодого поколения коллекционеров. Покупателями украшений этого периода часто являются люди «в возрасте от 30 до 40 лет, которые не носили эти вещи в первый раз. Эти коллекционеры готовы начать пополнять свою коллекцию инвестиционными предметами», — говорит она. «Желтое золото всегда будет классическим. Возможно, они также начинают наследовать украшения от своих родителей, которые [носили] эти украшения в первый раз».
«Характер и история»
Помимо растущего признания в последние десятилетия, популярность винтажных золотых украшений 1980-х и 90-х годов отражает более широкую тенденцию к винтажным изделиям на современном ювелирном рынке.
«Это говорит о том, что потребители ищут украшения с характером и историей», — говорит Хордипур. Бургум соглашается, указывая на эмоциональную значимость, которой так часто наполнены винтажные украшения. «Возможно, вы жили в те годы, помните о веселье и до сих пор наслаждаетесь своими драгоценностями, или вы помните членов семьи, носящих большое массивное золото. У этих украшений до сих пор есть очень крутая подоплека».
Колье Andrew Clunn из двухцветного 18-каратного золота и бриллиантов. (Bonhams)
Браслет с панцирными звеньями из 14-каратного золота и бриллиантов. (Bonhams)
Популярно на аукционе
Как вещи 1980-х и 90-х поживают на вторичном рынке? На аукционах эти предметы бьют рекорды и продаются значительно дороже оценок, сообщает Лурдес Винник, руководитель отдела ювелирных изделий и часов филадельфийского аукционного дома Freeman’s . По ее словам, особенно популярными становятся работы таких авторов, как Чипулло, Анджела Каммингс и Дэвид Уэбб.
«Даже несмотря на то, что в 2010 году, когда золото резко подскочило в цене, было переплавлено множество изделий, все еще существует впечатляющее предложение товаров тех лет», — отмечает она. «Потребители были безжалостны в отношении своей покупательной способности в 80-х и 90-х годах. 80-е были полны излишеств; Кредитные карты были тогда новым способом покупок, и покупатели ювелирных изделий не сдерживали себя. Поскольку цены на золото в 80-х и 90-х годах составляли от 400 до 600 долларов, существует множество выдающихся золотых украшений, способных поддержать спрос».
Суперзвезды глэм-метала
Серьги Альдо Чипулло
За свою более чем двадцатилетнюю карьеру американский дизайнер ювелирных украшений Альдо Чипулло, родившийся в Риме, создал портфолио знаковых изделий, в том числе браслеты Cartier’s Love, Juste un Clou и Circles.
Эти стилизованные серьги из желтого золота подвешивают угловатые капли черного оникса и сердолика. Существует огромный спрос на подержанные изделия Cipullo, которые отличаются своей веселой и красочной привлекательностью.
Серьги Carrera y Carrera
Carrera y Carrera, испанская ювелирная компания, основанная в 1885 году, создала эти эффектные конические серьги Ecuestre в форме полукольца в 1980-х годах. Каждое изделие обрамлено полированным желтым золотом и украшено панно из матового золота с изображением лошади с развевающейся гривой.
Несмотря на то, что изделия Carrera y Carrera менее узнаваемы во всем мире, чем известные бренды, они все же могут стоить очень дорого на вторичном рынке.
Эти серьги стоят 2875 долларов в магазине Wilson's Estate Jewelry в Пенсильвании.
Браслет-манжета Cartier Panthère
С момента своего дебюта в наручных часах с бриллиантами и черным деревом в 1914 году модель Cartier Panthère стала иконой ювелирного мира. Здесь пять изящных золотых пантер шагают по элегантному двухцветному браслету-манжете с каймой из 144 бриллиантов круглой огранки.
Редкие изделия Panthère 1980-х и 90-х годов показали хорошие результаты на вторичном рынке, что делает их отличными инвестициями и высокой стоимостью при перепродаже.
Серьги Jean Mahie
Для тех, кто незнаком: Jean Mahie — легендарный французский производитель ювелирных изделий, основанный в 1969 году. Работая с 22-каратным желтым золотом, бренд, которым сейчас руководят Паскаль и Жауме Мазар, — вручную выковывает уникальные скульптурные произведения, в которых сочетаются римские, греческие и финикийские влияния.
Эти серьги создают чудесную цветовую гамму с изумрудами изумрудной огранки и желтыми бриллиантами круглой огранки. За винтажные изделия Жана Маи такой редкости коллекционеры могут рассчитывать заплатить от 9000 долларов и выше.
Палома Пикассо для Tiffany & Co. Браслет Boule
Этот браслет создан французско-испанским модельером Паломой Пикассо, которая создала это изделие для Tiffany & Co. Дочь знаменитого художника Пабло Пикассо, она вступила в эксклюзивные отношения с Tiffany в 1980 году и дебютировала с ювелирной коллекцией под брендом Tiffany с собственным именем Граффити Паломы.
Это винтажное изделие 1989 года, выполненное из желтого золота с мерцающей кованой отделкой, недавно было продано на аукционе Christie's за более чем 8000 долларов.
Врезные изображения: Bonhams; Christie’s; Wilson’s Estate Jewelery; Heritage Auctions; Lang Antiques