Природа - первоначальная муза человечества. От набросков пещерного человека дикой природы в пещерах Ласко до картины Клода Моне, изображающей кувшинки, любовь искусства к природе не является чем-то новым. И ювелирные изделия — лишь одна из многих дисциплин в искусстве, отражающих это чувство, с прочной связью, превосходящей культуру и время.
Van Cleef & Arpels, брошь, Sothebys
Древние цивилизации, такие как египтяне, украшали себя цветочными украшениями в рамках традиции празднования плодородия Нила во время Прекрасного праздника Опета. Однако именно в XVIII и XIX веках натуралистические мотивы заняли центральное место в глобальном масштабе. На Западе броши представляли собой замысловатые цветы, виноградные лозы и завитки, изготовленные из различных материалов, таких как драгоценные камни, золото, кораллы и эмаль, олицетворяющие искусство, имитирующее жизнь. Французский ювелирный дом Boucheron также черпал вдохновение из Египта, включив в свои творения крылатых скарабеев и другие знаковые египетские символы.
Gimel, брошь «Цветение вишни», Sothebys
Викторианская эпоха вывела эти натуралистические мотивы на более глубокий, более символический уровень, представив наполненные чувствами дизайны, в которых цветы передавали послания верности, вечной памяти и любви. В эту эпоху британские ювелиры черпали вдохновение из местной флоры и создавали изысканные женственные украшения, воплощающие красоту природы. Одновременно китайские ювелиры продемонстрировали свою виртуозность в работе с цветочными мотивами, черпая вдохновение из пионов, кувшинок, роз и других растений для создания украшений, олицетворяющих изящество мира природы.
Cartier, брошь в стиле ар-деко, Sothebys
В 20 веке в период модерна (ар-нуво) произошел сдвиг в сторону плавных линий и более плавных, органических силуэтов. Изделия вырезались из эмали, стекла и слоновой кости, причем на первый план выходит особый стиль эмалирования. Перегородчатая эмаль (Plique-a-jour) была сложной техникой эмалирования, которая буквально переводится как «пропускание дневного света», и использовалась для создания крыльев насекомых и других крылатых существ. В технике используется каркас из металлических линий с полупрозрачной эмалью, создающий эффект, подобный эффекту витража. Рене Лалик был известен своими работами в периоды ар-нуво и ар-деко, а затем работал над дизайном для таких брендов, как Boucheron и Cartier, где он продемонстрировал свой опыт как с ажурными узорами, так и с натуралистическими мотивами.
В 1911 году поездка Жака Картье из Лондона в Индию во время коронации Георга V и королевы Марии в Дели Дурбар вызвала у ювелира глубокую связь с завораживающими цветными камнями, представленными индийскими торговцами драгоценными камнями. Эта встреча привела к тому, что махараджа Патиалы поручил Картье переустановить драгоценности своей короны, ознаменовав историческое поручение и положив начало трансформационному этапу языка дизайна Картье: работы, вдохновленные Великими Моголами, появились у Картье в виде ярких кабошонов и различных гравированных драгоценных камней, которые отражали формы и цвета эпохи ар-деко и иногда включали нежные цветочные узоры.
В середине 20-го века некоторые проекты становились все более сложными, а другие смещались в сторону абстракции. В 1950-х и 1960-х годах предпочтение отдавалось таким дизайнам, как броши с цветочными кластерами. Абстрактные дизайны также сохранялись, отражая постоянно развивающийся ландшафт ювелирной эстетики.
Кольца Boucheron
Непоколебимое восхищение природой в ювелирном дизайне продолжается и в наши дни. В 2018 году Boucheron произвел фурор, используя настоящие цветочные лепестки в качестве основного материала для своей инновационной коллекции колец Les Fleurs Éternelles. Среди других их замечательных творений — набор ювелирных изделий, вдохновленный биоразнообразием и красотой животного мира, в котором представлены очаровательные, украшенные драгоценностями существа, в том числе фламинго, хамелеон и попугай. Эти драгоценные изделия представляют собой игривое воплощение портфолио Boucheron, выполненное в натуралистических мотивах и отличающееся более смелым и творческим подходом.
Van Cleef & Arpels имеет давние отношения с миром природы, создавая украшения, изображающие все: от цветов и листьев до божьих коровок и бабочек. Классический мотив Альгамбры напоминает силуэт четырехлистного клевера, а коллекция Two Butterfly подчеркивает ослепительную красоту и цвет летающих бабочек. Бабочки часто вызывают чувство свободы, красоты и трансформации и являются популярным дизайнерским решением некоторых самых уважаемых ювелирных домов, включая Graff.
Природа также является музой для многих современных художников высокого ювелирного искусства родом из Азии, оставляющих след на мировой арене, в том числе Синди Чао, Уоллеса Чан, Анны Ху и Карне. Компания Carnet, основанная ювелиром Мишель Онг Ченг, ставит качество драгоценных камней превыше всего, привлекая небольшую команду камнерезов, резчиков, ювелиров и других специалистов, которые работают вместе, чтобы извлечь чистейшую форму рассматриваемого драгоценного камня.
Carnet
Влияние мира природы на дизайн ювелирных изделий остается неизменным. На протяжении веков ювелиры стремились передать суть флоры и фауны, сочетая мастерство с творчеством, создавая не просто украшения, а миниатюрные произведения искусства.
Брошь с жадеитом и бриллиантами (лицо и оборот), Sothebys